Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
15 нялъ Константинопольскаго Патріарха подчиниться Риму ради ин¬
тересовъ государства, тотъ отвѣтилъ, что предпочтетъ, если не¬
обходимо, быть подъ сарацынами, нежели подчиниться Риму, ибо
подчиненіе сарацынамъ будетъ только внѣшнимъ, въ то время какъ
подчиненіе Риму, какъ онъ сказалъ, “означаетъ потерю Бога”. Но Императоръ Іоаннъ Палеологъ, бывшій въ молодости на
Западѣ и знакомый съ настроеніемъ политическихъ круговъ За¬
падныхъ державъ, при дворѣ котораго было сильное итальянское
вліяніе, по причинѣ его брака съ Софіей Монферратской, считалъ,
что договориться съ Западомъ не только возможно, но и необхо¬
димо. Въ заключеніи церковной Уніи онъ видѣлъ спасеніе для
Византійской Имперіи отъ турокъ. Въ эту эпоху по этому вопросу
мы видимъ два теченія, двѣ партіи: одна — горячіе сторонники
Уніи; это партія, возглавляемая самимъ Императоромъ, поддер¬
живаемымъ нѣкоторыми выдающимися церковными дѣятелями; а
другая — состоящая изъ зилотовъ, не желавшихъ никакой Уніи
съ Римомъ не только по причинамъ страха за чистоту Православія,
но и просто опасавшихся, что соединеніе съ Западомъ приведетъ
къ утратѣ самого греческаго наслѣдія и поставитъ Византію на
задній планъ. Въ началѣ ΧΥ вѣка византійскій полемистъ Іосифъ
Бріенній писалъ: “Пусть никто не обманывается обольстительны¬
ми надеждами, что италійскіе союзническія войска рано или
поздно придутъ къ намъ. Хотя они притворяются, что они ста¬
нутъ на нашу защиту, но они возьмутъ оружіе для того, чтобы
разрушить нашъ городъ, народъ и имя”. Въ XV вѣкѣ эти опа¬
сенія оправдались въ политическихъ планахъ Альфонса Велико¬
душнаго противъ Востока2). Но какъ бы тамъ ни было, принявъ рѣшеніе добиться Уніи
съ Западомъ, Императоръ Іоаннъ сталъ предпринимать предвари¬
тельные шаги въ этомъ направленіи. Что на Унію Православной
Церкви съ Латинской онъ смотрѣлъ только какъ на политиче¬
скій актъ, свидѣтельствуетъ рядъ данныхъ. Это не скрываетъ
(и даже оправдываетъ Императора) Великій Риторъ Мануилъ, ко¬
торый говоритъ: “Іоаннъ, приснопамятный Государь, шестой изъ
Палеологовъ, видя, что племя Агари со дня на день множится, а
наше отовсюду вытѣсняется и до повсемѣстнаго, можно сказать,
исчезновенія доводится, и боясь, чтобы они, быстро опустошивъ
землю Ромейской державы, не овладѣли и самимъ царствую¬
щимъ градомъ, какъ впослѣдствіи, увы, и случилось: счелъ не¬
обходимымъ пріобрѣсти себѣ италійцевъ въ союзники. А этого
нельзя было бы съ увѣренностью достигнуть, если не созвать
Собора, который бы всеусиленно позаботился или провести и