Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
140 рый пріиметъ грѣшниковъ на вѣки; и, быть можетъ, посему, и Да¬
видъ говоритъ: “Попалитъ окрестъ враги Его” '”), т. е. обожжетъ
и обуглитъ и сдѣлаетъ какими-то деформированными, каковыми
бываютъ тѣ, которые были въ огнѣ, но не совершенно поглотитъ
ихъ. И Григорій Богословъ, соотвѣтственно сему, дѣлая разли¬
чіе между этимъ и тѣмъ огнями, въ словѣ “О Крещеніи”, разъ¬
ясняя различіе между огнями, говоритъ: “Будетъ ли это тотъ
(огонь), который предъидетъ предъ лицемъ Господа и попалитъ
вокругъ Его, или же — тотъ, еще болѣе страшный, который свя¬
занъ съ тѣмъ неусыпающимъ червемъ, — неугасающій, но пре¬
бывающій вѣчнымъ для грѣшниковъ” ,93). 22. Когда таковое толкованіе является болѣе авторитетнымъ
и отвѣчаетъ самой цѣли словъ Апостола, какъ было показано оче¬
виднѣйшимъ образомъ, то, на основаніи сего, мы утверждаемъ,
что благимъ и прекраснымъ дѣламъ, которыя обозначаются чрезъ
золото, серебро и драгоцѣнные камни, противоставляются негод¬
ныя и порочнѣйшія дѣла, обозначаемыя чрезъ дерево, сѣно и со¬
лому, — матеріалъ хоть и годный для созиданія, но то, что по¬
строено изъ такого рода матеріала, дѣлающій легко сгораемымъ
для огня; ибо цѣлью Апостола было явить, что нѣтъ никакой поль¬
зы ни награды для того, кто на основаніи Христа строитъ ученіе,
сплетенное съ дурными дѣлами; и посему наградѣ онъ противо¬
поставилъ наказаніе: ибо хотя дѣло его не сохранится и не пред¬
станетъ предъ Судьей и Мздовоздаятелемъ, однако, онъ самъ,
сдѣлавшій, спасется, говоритъ Апостолъ, “какъ бы изъ огня”, какъ
бы полусгорѣвшій и несчастный, и имѣетъ предстать предъ Су¬
дьею и дать отчетъ о томъ, какъ онъ строилъ, и посему, быть мо¬
жетъ, пророческое слово о томъ днѣ говоритъ: “Се — человѣкъ
и дѣло его”: такъ какъ дѣло должно пребывать вмѣстѣ съ сдѣ¬
лавшимъ его, если суждено, чтобы оно было причиной для награ¬
ды ему. Мы говоримъ, что тѣ весьма скверныя дѣла назидаются
не нечестивцами или просто всѣми грѣшниками, какъ вы утвер¬
ждаете, — такъ какъ предметъ рѣчи Апостола не былъ въ отно¬
шеніи всѣхъ вообще и не общее нѣкое раздѣленіе онъ желалъ пере¬
дать, — но рѣчь идетъ о соработникахъ Божіихъ, которыми явля¬
ются Учителя, когда они назидаютъ на основаніи Христо¬
вомъ, ибо иначе и не возможно было бы быть христіанскимъ Учи¬
телемъ; можетъ случиться, говоритъ онъ, что они станутъ нази¬
дать и негодныя дѣла и безчестныя и имѣющія быть полностью
уничтоженными, какъ произошло съ тѣмъ, который впалъ въ блу¬
додѣяніе. Если же вы говорите, что невозможно съ основаніемъ
Христа согласовать злѣйшія и смертныя дѣла, то мы скажемъ,