Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
139 и будетъ подлежать вѣчному мученію, ибо не получитъ никакой
пользы отъ дѣла своего ученія, поскольку оно уничтожено. “Самъ
же”, говоритъ Апостолъ, “спасется, такожде якоже огнемъ” (рус.
переводъ: “самъ спасется, но такъ какъ бы изъ огня”),188 пожира¬
ющимъ и сжигающимъ такого рода матерію, а самъ онъ обрѣ¬
тетъ спасеніе, которое хуже самой гибели; ибо было бы ему луч¬
ше, принося такого рода матерію, если бы онъ не родился и не
спасся тогда. И затѣмъ, Апостолъ прибавляетъ, теперь уже явно
творя слово о впавшемъ въ блудъ: “Не вѣете ли, яко храмъ Бо¬
жій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ? Аще кто Божій храмъ
растлитъ, растлитъ сего Богъ: храмъ бо Божій святъ есть, иже
есте вы”189). Итакъ, такъ какъ тотъ былъ ученъ и гордился зва¬
ніемъ учителя, считая, что онъ избѣжитъ тамошняго наказанія,
онъ присовокупляетъ въ продолженіе слова: “Никтоже себе да
прельщаетъ: аще кто мнится мудръ быти въ васъ, въ вѣцѣ семъ,
буй да бываетъ, яко да премудръ будетъ. Премудрость бо міра
сего буйство у Бога есть” |9°). И между тѣмъ, послѣ того, какъ
онъ нѣсколько отступилъ, снова употребляя горячую рѣчь, онъ яс¬
но являетъ совершившаго такой великій грѣхъ и весьма порица¬
етъ гордившихся имъ и взирающихъ только на слова, а не на силу
и духъ его; ибо онъ говоритъ сіе: “Яко не грядущу ми къ вамъ,
разгордѣшася нѣцыи. Пріиду же скоро къ вамъ, аще Господь вое-
хощетъ, и уразумѣю не слово разгордѣвшихся, но силу: не въ
словеси бо Царство Божіе, но — въ силѣ. Что хощете? съ палицею
ли пріиду къ вамъ или съ любовію и духомъ кротости? Отнюдъ слы¬
шится у васъ блуженіе, и таково блуженіе, яково же ни во языцѣхъ
именуется, яко нѣкоему имѣти жену отчую. И вы разгордѣсте;
и не паче плакасте, да измется изъ среды васъ содѣявый дѣло
сіе” 191). Видишь ли, какъ въ этомъ мѣстѣ онъ возвѣщаетъ, како¬
го рода дѣло сгоритъ тогда и какой строитель спасется какъ бы
изъ огня? Итакъ, если бы блудодѣяніе, и то таковое блудодѣя¬
ніе, являлось нѣкимъ малымъ и среднимъ грѣхомъ, то тогда тол¬
кованіе вашихъ Учителей имѣло бы перевѣсъ; но если, дѣйстви¬
тельно, слово явно относится къ нему, а дѣло его и согрѣшеніе
является изъ числа смертныхъ и наихудшихъ среди преступле¬
ній, и не легко бываетъ среди язычниковъ, какой иной остается
поводъ, на основаніи котораго Златоустово толкованіе не призна¬
вать имѣющимъ авторитета и слово “спасеніе” понимать не про¬
сто какъ то, что онъ не будетъ уничтоженъ вмѣстѣ со своимъ дѣ¬
ломъ, но будетъ пребывать и когда то уничтожится, какъ нѣкое су¬
хое и воспламеняющееся дерево, имѣя предстать предъ Судьей все¬
го. Ибо тотъ огонь—только испытательный, а не тотъ самый, кото¬