Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
137 тели — созвучны съ нимъ, но потому, что болѣе всѣхъ онъ ви¬
дится слѣдующимъ по порядку и послѣдовательно мысли Апо¬
стола, и не выдѣляетъ изъ текста отдѣльныя изреченія, тол¬
куя ихъ отдѣльно самихъ по себѣ, но изъ самыхъ основъ
и начала въ соотвѣтствіи съ мыслью Апостола, даетъ полное
и представляющее цѣлое, какъ одно тѣло, толкованіе. Итакъ, яс¬
но можно видѣть всякому желающему, что особенно здѣсь, въ от¬
ношеніи сей Апостольской мысли и цѣли, это толкованіе Злато¬
уста, которое мы привели, является болѣе совершеннымъ, неже¬
ли то, которое вы приводите и котораго держитесь. 21. Такъ какъ и Коринѳяне, къ которымъ посылается это
Посланіе, во время отсутствія Апостола, были въ раздѣленіи другъ
съ другомъ, и одни — одного, другіе — другого предпочитали
учителя, блистающихъ богатствомъ и внѣшней мудростью, ибо
это у нихъ имѣло большую славу, то они этимъ весьма надмева-
лись, и по причинѣ сего постепенно приходили къ большему раз¬
дѣленію и соперничеству, и посему даже взявшаго свою мачеху
въ жены оставили безъ порицанія; былъ же и сей однимъ изъ тѣхъ
учителей, которыми они надмевались, и несмотря на то, что онъ
палъ таковымъ паденіемъ, однако задержалъ достоинство учитель¬
ства, имѣя подъ собой собраніе, отнюдь, не презрѣнное и полага¬
ющееся на внѣшнюю мудрость и на богатство. Итакъ, желая это
исправить, божественный Апостолъ сначала даетъ общій для всѣхъ
совѣтъ и порицаніе и проситъ: “Тожде глаголати и не имѣть
распрей”'78), и не назначать себѣ того или иного изъ учителей,
которыхъ желая явить безъ упоминанія именъ, говоритъ: “Кій-
ждо въ васъ глаголетъ: азъ убо есмь Павловъ, азъ же Аполлосовъ,
азъ же Кифинъ, азъ же Христовъ” 178); Христа же къ симъ при¬
совокупляя ради приведенія ихъ въ чувство: ибо всѣ должны быть
Христовы и не называться ни по комъ иномъ, ни даже по самимъ
корифеямъ въ Апостолахъ. "Сія же”, говоритъ, “преобразихъ на
себѣ и Аполлосѣ васъ ради, да отъ насъ научитеся не паче напи¬
санныхъ мудрствовати” '“). Затѣмъ, онъ смиряетъ дерзость внѣш¬
ней мудрости и извергаетъ изъ Церкви, какъ самую причину
раскола, называя ее "упраздненіемъ Креста Христова и безумі¬
емъ предъ Богомъ”, и подобнымъ 181). Затѣмъ, дѣлу учителей,
какъ мало значущему, онъ даетъ невысокую оцѣнку: “Кто убо
есть Павелъ?”, говоритъ, "кто же ли Алоллосъ, но точію служите-
ліе, имиже вѣровасти, и комуждо, якоже Господь даде. Азъ на-
садихъ, Аполлосъ напои, Богъ же возрасти. Тѣмже ни насажда-
яй есть что, ни напояяй, но возращаяй Богъ. Насаждаяй же и
напояяй едино суть” 182). Это все, онъ говоритъ, есть дѣло Божест¬