Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
136 — емымъ и неизвиняемымъ, и въ настоящей и въ будущей жизни
приводитъ къ тягчайшему наказанію. 20. Но уже время перейти къ важнѣйшему и особенно силь¬
ному изъ аргументовъ, именно — какой смыслъ заключается въ
ономъ Апостольскомъ изреченіи; ибо почти только имъ однимъ
Латинскіе Учители подкрѣпляли ученіе объ очистительномъ огнѣ.
То, что при наличіи у насъ, грековъ, многихъ святыхъ мужей,
толковавшихъ Священное Писаніе, изъ которыхъ главнымъ явля¬
ется Іоаннъ Златоустъ, ни одинъ не пришелъ къ такого рода за¬
ключенію и не вынесъ изъ этихъ Апостольскихъ словъ (I Кор. 3,
11-15) сужденія объ очистительномъ огнѣ, котораго вы держите-
ся, — является общепризнаннымъ и вамъ извѣстнымъ фактомъ,
и вы не представили такого рода толкованія кого-либо изъ нашихъ
Отцевъ. И то, что Святые различно толкуютъ слова Священнаго
Писанія, и это — общепризнанный фактъ; не только отдѣльныя
слова они трактуютъ въ различныхъ пониманіяхъ, какъ ваша му¬
дрость сослалась на слова “левъ” и “камень” (ибо это — осо¬
бенность Писанія, что нѣкоторыя выраженія Священнаго Писа¬
нія охватываютъ нѣсколько значеній), но и комплексы полныхъ
отдѣльныхъ понятій они представляютъ въ различныхъ и часто
противоположныхъ смыслахъ; какъ напр. блаженный Іоаннъ Зла¬
тоустъ “сосѣдѣніе Апостоловъ со Христомъ” понималъ какъ толь¬
ко обозначеніе извѣстной чести, и — “судъ надъ племенами из¬
раильскими”, въ значеніи — осужденія, “ибо не будутъ люди со¬
сидѣть”, говоритъ онъ, “съ Судьей всего, и Богомъ, ни судить,
но просто — осудятъ, какъ Ниневитяне и царица Савская злой
родъ Іудеевъ” 177); между тѣмъ, какъ прочіе Учители и понима¬
ютъ и называютъ Апостоловъ “сосѣдателями Владыки Христа и
со-Судьями”. Развѣ это не представляется какъ противополоясное
пониманіе? Но ничего нѣтъ удивительнаго, если въ нѣкоторыхъ
предположеніяхъ и ученіяхъ, не имѣющихъ ваяснѣйшаго значе¬
нія, отдѣльные Отцы имѣли различныя пониманія, предпочитая
то или иное сужденіе или предлагая свое мнѣніе, или же пред¬
лагали такое толкованіе, какъ этого требовали время и настоящія
обстоятельства или возможность пониманія и воля слушателей.
Такимъ образомъ, и предлежашее сіе изреченіе получило различ¬
ное толкованіе у нашихъ и у вашихъ Учителей. Но то, что тол¬
кованіе блаженнаго Отца Іоанна Златоуста является болѣе всѣхъ
иныхъ точнымъ и отвѣчающимъ истинѣ, не только на основаніи
его достоинства и совершенства, по причинѣ которыхъ и великій
апостолъ Павелъ былъ виденъ говорящимъ ему, и не только на
основаніи того наше положеніе укрѣпляется, что прочіе наши Учи¬