Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
133 такого рода изреченіями и ученіемъ, по той причинѣ, что это
мнѣніе тогда было предметомъ споровъ, о чемъ и было нами ска¬
зано раньше. Но какое примиреніе съ такого рода ученіемъ чуд¬
наго Григорія измыслилъ святый Максимъ (Исповѣдникъ), мы
изложимъ полностью, а вы судите: не подойдетъ ли оно для оздо¬
ровленія (πρός θεραπείαν) таковыхъ его словъ. “Три возстановле-
нія знала Церковь”, говоритъ онъ, “одно — индивидуальнаго че¬
ловѣка, согласно понятію добродѣтели, въ которое онъ возстана¬
вливается, исполнивъ въ отношеніи себя требованія добродѣтели;
второе же—возстановленіе всего естества въ нетлѣніе и безсмертіе
въ воскресеніи; третіе же — чѣмъ весьма злоупотребилъ въ сво¬
ихъ сочиненіяхъ Григорій Нисскій, — возстановленіе душевныхъ
силъ, подпавшихъ подъ власть грѣховности, въ то состояніе, въ
которомъ они были сотворены. Ибо какъ въ воскресеніи все есте¬
ство долженствуетъ въ то время воспріять обѣтованное нетлѣніе
плоти, такъ и совратившіяся силы души, влагающія въ нее па¬
мять порока, должны устраниться въ долгомъ теченіе вѣковъ, такъ
что, пройдя всѣ вѣка и не находя покоя, душа должна будетъ
придти къ Богу, не имущему конца; и такимъ образомъ, не
получивъ участія въ благахъ, она должна будетъ воспринять
силы и возстановиться въ древнее состояніе (безгрѣшности) и
явить, что она не была подлиннымъ творцомъ грѣха” 172). Итакъ,
если это врачевство вы считаете довлѣющимъ, будетъ благо и для
васъ и для насъ; если же должно искать иное врачевство, болѣе
совершенное, “будетъ”, какъ говорятъ, “общій Марсъ”. Ибо изъ
самыхъ приведенныхъ словъ для всѣхъ является очевиднымъ, что
сіе болѣе созвучно со словами Оригена, нежели съ тѣмъ,
что вы утверждаете (о чистилищѣ). Достойно же удивле¬
нія, что вы держитесь какого-то ветхаго и средняго между двумя
противоположными мнѣніями, бывшими въ Церкви, объ очисти¬
тельномъ огнѣ, въ то время, какъ многіе и знаменитѣйшіе изъ
Учителей, объяснили тотъ вѣчный огонь и нескончаемыя муки
больше въ аллегорическомъ смыслѣ, говоря, что не должно та¬
мошній огонь представлять себѣ вещественнымъ огнемъ, и тьму
кромѣшную — чѣмъ то инымъ, нежели невѣдѣніе Бога, какъ
свѣтъ праведнымъ — видѣніе Его; червя же, нѣкій видъ пресмы¬
кающихся, жалящій и съѣдающій плоть, они учили понимать не
иначе, — какъ угрызеніе совѣсти и оное острое раскаяніе у грѣш¬
никовъ; а скрежетъ зубовъ — не иное что, — какъ бѣшенство от¬
чаяннаго сопротивленія (ϋυμομαχούντων) и проистекающія оттуда
страданіе и острая печаль. Итакъ, если таковое относится къ состря-
нію послѣ воскресенія и Суда (т. е. когда уже души воспріимутъ