Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
132 мѣры порочности, послѣ нѣкоторыхъ долгихъ періодовъ времени,
чрезъ вѣчное очищеніе снова возстановиться въ полнотѣ спаса¬
емыхъ, зто — совершенно очевидно для всякаго, взирающаго на
Божественную силу”. 17. Итакъ, что это говорится о всякомъ грѣхѣ въ равной
мѣрѣ и о всѣхъ грѣшникахъ и нечестивцахъ и самихъ демонахъ
это очевидно (какъ говорятъ) даже слѣпому. А то, что онъ гово¬
рить, что такого рода очищеніе будетъ послѣ воскресенія и Суда,
явствуетъ изъ того, что онъ говоритъ въ томъ же словѣ о младен¬
цахъ: “Предстанетъ ли и та душа вмѣстѣ съ прочими судилищу
Судіи? Представитъ ли отчетъ въ томъ, что она сдѣлала въ жизни?
Пріиметъ ли по заслугамъ воздаяніе — или огнемъ очищаемая,
или росою благословенія прохлаждаемая?”171). Скажи же мнѣ,
что — общаго между этими словами и введеннымъ вами чистили¬
щемъ? — Ибо онъ утверждаетъ, что всѣ грѣшники и всякій грѣхъ
въ равной мѣрѣ очищаются тѣмъ огнемъ, а вы говорите, что очи¬
щаются лишь нѣкоторые, именно — болѣе легкіе грѣхи, и очи
стительный огонь дѣйствуетъ въ отношеніи лишь нѣкоторыхъ
(душъ), которыя не были совершенно дурны; и онъ говоритъ,
что это будетъ послѣ конечнаго Суда, а вы говорите, что очище¬
ніе имѣетъ мѣсто немедленно послѣ разрѣшенія отъ тѣла. И раз¬
вѣ мы не правильно поступаемъ, что не принимаемъ на вѣру та¬
ковыя слова (св. Григорія Нисскаго), считая ихъ или подлож¬
ными, или, если они даже и подлинныя, не принимая ихъ, какъ
противорѣчущія Писаніямъ и общимъ догматамъ. 18. Итакъ, мы должны были привести тѣ слова дословно,
дабы не казалось, что мы клевещемъ на святаго, когда говоримъ,
что онъ соглашался съ Оригеновскимъ ученіемъ; справедливо бы
было, чтобы и вы также представили нѣкую защиту относитель¬
но сихъ словъ, если можете измыслить нѣчто болѣе новое (что
и было бы справедливо, поскольку это — общій Учитель) и отно¬
сительно того, какъ это могло произойти, что онъ впалъ въ такое
ученіе и, однако, его писанія не были осуждены и преданы огню?
— Утверждать, что эти писанія уже послѣ того (Пятаго Вселен¬
скаго) Собора были искажены нѣкоторыми иными лицами и ради
иной цѣли, это — неумѣлое, устарѣвшее и поверхностное объяс¬
неніе; но, впрочемъ, не было необходимости, по той причинѣ, что
таковое мнѣніе всецѣло принадлежало ему, — изъять его пи¬
санія и предать огню: ибо этого не случилось и со всѣми писа¬
ніями Оригена, что явствуетъ изъ труда его, называемаго “Фило¬
калія”, которая была выбрана и составлена Григоріемъ Богосло¬
вомъ въ сотрудничествѣ съ Василіемъ Великимъ, изобилующая