Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
130 когда-то конецъ, такъ какъ это мученіе является не инымъ чѣмъ,
какъ только очищеніемъ, не только — нечестивыхъ и дурныхъ
людей, но и самыхъ демоновъ, имѣющихъ быть возстановленны¬
ми (въ первобытное свѣтлое состояніе). Такъ напр., въ “Катехи¬
зическомъ Словѣ” онъ говоритъ о діаволѣ слѣдующее: “Какъ
тотъ (діаволъ) совершилъ свой обманъ для разрушенія (нашего)
естества, такъ Праведный, вмѣстѣ съ тѣмъ и — Благой и Му¬
дрый, употребилъ Свой замыселъ обмана для спасенія того, ко¬
торый погибъ, благодѣтельствуя чрезъ сіе не только погибшаго,
но и того, кто совершилъ нашу погибель. Ибо благодаря тому, что
смерть приступила къ Жизни, мракъ — къ Свѣту, тлѣніе — къ
Нетлѣнію, совершилось уничтоженіе того, что — хуже, и пере¬
ходъ сего въ небытіе; и въ то же время — совершилась помощь
тому, кто посредствомъ сего очищается. Ибо какъ тогда, когда
какая-нибудь нецѣнная матерія примѣшалась зъ золоту, и золо¬
тыхъ дѣлъ мастера уничтожаютъ чуждое и нецѣнное посредст¬
вомъ палящаго огня и такимъ образомъ возстанавливаютъ болѣе
цѣнную матерію въ присущемъ ей блескѣ (хотя не безъ трудностей
бываетъ отдѣленіе, ибо требуется время, чтобы огнь своей пла¬
вильной силой уничтожилъ подмѣшанную матерію, но, тѣмъ не
менѣе, это — нѣкое лѣченіе золота, имѣющее своей цѣлью вы¬
чистить изъ него вкоренившееся въ него разрушеніе его красоты);
такимъ же образомъ, когда смерть, тлѣніе и тьма и всякій иной
отпрыскъ зла вкоренились въ естество совершителя зла, прибли¬
женіе Божественной силы, дѣйствующей какъ огонь и уничто¬
жающей то, что является неестественнымъ въ естествѣ, благодѣ¬
тельствуетъ естеству, даруя очищеніе, хотя отдѣленіе это и было
бы мучительно. Такимъ образомъ, и самъ супостатъ, повиди-
мому, не сталъ бы спорить, что то, что произошло, было вмѣстѣ
и справедливо и спасительно, если онъ придетъ въ чувство (осо¬
знаніе) благодѣянія. Ибо какъ нынѣ тѣ, которые ради лѣченія,
подвергая себя ножу и прижиганію, гнѣваются на врачующихъ,
мучась болью отъ сѣченія; если же благодаря сему придетъ выздо¬
ровленіе и чувство боли отъ прижиганія пройдетъ, бываютъ бла¬
годарны тѣмъ, которые этими средствами вылѣчили ихъ; подоб¬
но сему, когда послѣ долгаго періода времени зло будетъ отдѣ¬
лено отъ естества, съ которымъ нынѣ смѣшано и вмѣстѣ возра-
сло, и когда произойдетъ возстановленіе въ древнее состояніе тѣхъ,
которые нынѣ погрязли во злѣ, тогда будетъ единогласное благо¬
дареніе отъ всей твари, какъ отъ тѣхъ, которые страдали въ очи¬
щеніи, такъ и отъ тѣхъ, которые отпюдь не нуждались въ очи¬
щеніи”'”). Затѣмъ, въ “Словѣ объ усопшихъ”, разсуждая о вся-