Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
129 рійскаго Собора, въ постановленныхъ ими правилахъ, ясно раз¬
суждали, что седмь діаконовъ должны быти по правилу, хотя бы
то было и въ весьма великомъ градѣ, удостовѣряя въ семъ кни¬
гою Дѣяній: того ради мы, сличивъ мысль Отцевъ съ изречені¬
емъ Апостоловъ, обрѣли, что у нихъ было слово не о мужахъ
служащихъ таинствамъ, но о служеніи въ потребностяхъ трапезъ”.
Что только каноническія Писанія имѣютъ непогрѣшимость, сви¬
дѣтельствуетъ также и блаженный Августинъ въ словахъ, кото¬
рыя онъ пишетъ къ Іерониму: “Подобаетъ таковую честь и ува¬
женіе воздавать только книгамъ Писанія, которыя именуются “ка¬
ноническими”; ибо я абсолютно вѣрю, что никто изъ писавшихъ
ихъ авторовъ ни въ чемъ не погрѣшилъ... Что касается другихъ
сочиненій, то какъ бы ни велико было превосходство авторовъ
ихъ въ святости и учености, читая ихъ, я не принимаю ихъ уче¬
нія какъ истиннаго единственно на томъ основаніи, что это они
такъ писали и такъ думали” Ів7). Затѣмъ, въ посланіи къ Форту-
нату онъ пишетъ слѣдующее: “Человѣческое разсужденіе, хотя бы
этотъ человѣкъ и былъ православнымъ и имѣлъ высокую репу¬
тацію, намъ не долженствуетъ имѣть такимъ же авторитетомъ,
какъ и каноническія Писанія настолько, чтобы считать для насъ не¬
допустимымъ изъ уваженія, которое долженствуетъ такимъ лю¬
дямъ, нѣчто въ ихъ писаніяхъ не одобрить и отвергнуть, если бы
случилось намъ обнаружить, что они иначе мыслили, нежели
это выражаетъ Истина, которая, съ помощью Божіей, была по¬
стигнута иными или же нами. Таковъ :— я въ отношеніи писа¬
ній другихъ людей; и желаю, чтобы читатель поступалъ такъ и
въ отношеніи моихъ сочиненій” ,м). 16. Итакъ, когда такого рода уваженіе, какъ было сказано,
и вѣра и послушаніе долженствуютъ только каноническимъ Пи¬
саніямъ, то что неумѣстное мы дѣлаемъ, если говоримъ, что Гри¬
горій Нисскій, будучи человѣкомъ, отступилъ нѣсколько отъ пра¬
вильнаго ученія, и то въ то время, когда это ученіе было предме¬
томъ спора, какъ было сказано нами раньше? Если же вы гово¬
рите, что онъ не отрицалъ также и вѣчный огонь (а что онъ от¬
рицалъ его — это ясно видно въ его “Катихизическомъ Словѣ”
и въ “Словѣ о преждевременно восхищенныхъ (изъ этой жизни)
младенцехъ”), то мы будемъ вамъ весьма признательны, если
удостоите показать, что онъ нѣчто таковое, дѣйствительно, гово¬
рилъ и думалъ; ибо мы нигдѣ не нашли, чтобы онъ говорилъ о вѣч¬
номъ огнѣ и нескончаемомъ мученіи и о томъ, что только малые
грѣхи очищаются; но онъ говорилъ, что тѣмъ огнемъ всякій грѣхъ
будетъ очищенъ и всякое наказаніе разрѣшится и будетъ имѣть