Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
127 ной необходимости признавать, что эта помощь доставляется только
для находящихся въ очистительномъ огнѣ. 13. А то, что вы порицаете насъ за то, что мы говоримъ,
что за таковымъ ученіемъ о чистилищѣ послѣдуетъ ущербъ нра¬
вовъ и легкомысліе жизни, то мы сказали это не въ безусловномъ
смыслѣ, но — какъ возможное, что ущербъ послѣдуетъ. Дѣйст¬
вительно, быть можетъ, нѣкоторыхъ устрашитъ тотъ очиститель¬
ный огонь, который согласно словамъ и вѣрованію — мучите¬
ленъ. Но нѣкоторыхъ, конечно, онъ приведетъ къ безпечности и
легкомыслію, ибо каковъ онъ по качеству — неизвѣстно, во вся¬
комъ случаѣ, утверждается, что онъ — временный (т. е. имѣетъ
конецъ). Такъ, можно слышать многихъ, которые говорятъ: "Я
бы желалъ, чтобы послѣ смерти былъ тотъ очистительный огонь,
для того, именно, чтобы полагаясь на оное очищеніе, я могъ бы
здѣсь безъ страха грѣшить”. Подобно сему и иные говорятъ: "Же¬
лаю, чтобы тѣ мученія имѣли конецъ, для того, именно, чтобы
мнѣ не волноваться о грѣхахъ”. 14. Что еще? Въ то время какъ мы говоримъ, что такого
рода ученіе (о чистилищѣ) не было переданнымъ ни однимъ изъ
Учителей, весьма удивительно, что вы съ увѣренностью утвер¬
ждаете, что нѣчто такое можно заключить изъ словъ Василія Ве¬
ликаго, который въ молитвѣ проситъ Бога, дабы Онъ удостоилъ
перевести души усопшихъ въ мѣсто “прохлажденія”; и вы утвер¬
ждаете, что этотъ текстъ обозначаетъ, что души мучатся отъ на¬
казанія огнемъ, и онъ молитъ перевести ихъ въ противоположное
состояніе. Намъ приходится удивляться тому, что нигдѣ въ сво¬
ихъ словахъ и молитвахъ, этотъ святый не говорилъ и не являлъ,
что онъ молитъ освободить тѣ души изъ очистительнаго огня, —
какъ вы весьма желаете доказать и воображаете, что онъ дер¬
жался такого мнѣнія; какъ будто бы этотъ текстъ не можетъ
относиться къ какому либо иному понятію облегченія и освобожде¬
нія отъ скорбныхъ обстоятельствъ; когда, вотъ, и Давидъ говоритъ:
“Ослаби ми, да прохлаждуся («Ѵа αναψύξω), прежде даже не отъ-
иду” І64), — конечно, не огнемъ жегомый, но находясь въ различ¬
ныхъ тяжкихъ обстояніяхъ. 15. Что касается знаменитаго Григорія Нисскаго, — вы уди¬
вляетесь и сочли тяжкимъ и горькимъ то, что мы воспротиви¬
лись таковому его мнѣнію, говоря, что, будучи человѣкомъ, онъ
отступилъ отъ праваго ученія, и полагаете, что такого рода до¬
водъ можетъ быть разрушительнымъ для всѣхъ догматовъ и для
всего Писанія. Но на это мы скажемъ, что — большая разница
между сказаннымъ въ каноническихъ писаніяхъ и преданіи Цер¬