Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
126 что принадлежитъ ему, не. для того, чтобы это стало пепломъ,
какъ тѣ вещи, но чтобы придать ему большую славу; и если усоп¬
шій былъ грѣшникомъ, — чтобы разрѣшить грѣхи; если же —
праведнымъ, чтобы было прибавленіе къ его наградѣ и воздая¬
нію” 161). Но и изъ самаго выраженія того, приведеннаго вами изъ
книги Маккавеевъ, какъ пригоднаго для доказательства сущест¬
вованія чистилища, что — “Хорошо и спасительно молиться за
умершихъ, чтобы они освободились отъ грѣховъ”, — хорошо из¬
вѣстно, что то умилостивленіе и жертва совершались только
за тѣхъ, которые были нечестивы и поклонялись идоламъ. “Ибо
Іуда Маккавей”, какъ повѣствуется, “когда увидѣлъ своихъ лю¬
дей убитыхъ врагами, и обыскавъ ихъ одежды, нашелъ въ нихъ
предметы, бывшіе дарами идоламъ, — немедленно за каждаго
изъ нихъ принесъ Богу жертву и умилостивленіе”162). Итакъ,
если и въ отношеніи таковыхъ (великихъ грѣшниковъ) молитвы
и моленія Церкви имѣютъ силу и приносятъ имъ большую поль¬
зу, какъ еще не осужденнымъ и не получившимъ еще приговора
Судіи и еще не подверженнымъ наказанію, то насколько болѣе
молитвы, совершаемыя за “среднихъ”, принесутъ имъ великую
пользу: или полностью возстановятъ ихъ въ ликѣ праведныхъ,
если грѣхи ихъ были очень маленькими; или, если между тѣмъ
они останутся въ томъ же состояніи, облегчатъ отъ скорбей и
возведутъ къ лучшимъ надеждамъ. А то, что тѣ молитвы и осо¬
бенно таинственная Жертва имѣютъ значеніе и для праведныхъ
и свято пожившихъ, поскольку и они — не совершенны, и сіи
способствуютъ имъ въ полученіи благъ и они еще не наслажда¬
ются совершеннымъ блаженствомъ, явствуетъ изъ того, что бо¬
жественный изъяснитель Діонисій въ размышленіи о Таинствѣ,
совершаемомъ за тѣхъ, которые свято скончались, говоритъ: “Для
тѣхъ, которые свято жили, Іерархъ вымаливаетъ у Бога свѣтлую
и божественную жизнь, по достоинству воздаемую по праведнымъ
судамъ Божіимъ, и обѣтованныя и имѣющія быть полностью да¬
рованными блага, являясь какъ бы возвѣстителемъ божественныхъ
судебъ и вымаливающимъ, какъ ихъ награды, божественныя да¬
рованія, и образно являя присутствующимъ, что тѣ блага, кото¬
рыя онъ вымаливаетъ въ священной службѣ, въ совершенствѣ
будутъ для тѣхъ, которые скончались соотвѣтственно боже¬
ственной жизни”163). Такимъ образомъ, когда дѣйствіе сіе про¬
стирается на всѣхъ, и молитвами и -таинственными священнодѣй¬
ствіями оказывается помощь почти для всѣхъ скончавшихся въ
вѣрѣ, какъ было показано, то мы не видимъ никакой существен¬