Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
122 не достигли совершенства тѣ предшедшіе (ветхозавѣтные пра¬
ведники) безъ Апостоловъ, такъ — ни Апостолы безъ Мучениковъ,
и тѣ, въ свою очередь,—безъ вошедшихъ послѣ нихъ и тѣхъ которые
войдутъ позднѣе въ добрый Виноградникъ Церкви; ибо этому на¬
учаетъ яснѣйшимъ образомъ и та притча, согласно которой про¬
исходили разныя и въ разныя времена призыванія дѣлателей въ
Виноградникъ, но въ одно время всѣмъ была дана награда, и тѣ,
которые пришли раньше, отнюдь, не приняли больше, чѣмъ тѣ,
которые пришли позже 147). Это же утверждаетъ и величайшій
Евангелистъ Іоаннъ въ Откровеніи: “И егда отверзе пятую пе¬
чать, видѣхъ подъ алтаремъ души избіенныхъ за слово Божіе
и за свидѣтельство, еже имѣяху: и возопиша гласомъ великимъ,
глаголюще: доколѣ Владыко Святый и Истинный, не судиши и
не мстиши крови нашей отъ живущихъ на земли? И даны быша
коемуждо ихъ ризы бѣлы, и речено быть имъ, да почіютъ еще вре¬
мя мало, дондеже скончаются и клеврети ихъ и братія ихъ, иму¬
щій избіени быти, якоже и тіи”148). Изъ всего этого явствуетъ,
что ни святые не находятся въ совершенномъ наслажденіи тѣхъ
благъ и будущаго блаженства, ни грѣшники еще не восприняли
осужденія и не отосланы въ муку. Ибо какъ бы могло быть,
чтобы будучи несовершенными и какъ бы разсѣченными на двѣ
части и не имѣя тѣла, которое ожидаютъ воспріять послѣ воскре¬
сенія нетлѣннымъ, они уже вошли въ обладаніе совершенныхъ
наградъ? Посему Апостолъ говоритъ: “Начатокъ- Христосъ, по¬
томъ же Христу вѣровавшій въ пришествіи Его. Таже кончи¬
на”149). Тогда станутъ явленными, говоритъ, тогда возсіяютъ, то¬
гда придутъ въ совершенство. И Господь говоритъ въ Евангеліи:
“Тогда праведницы просвѣтятся яко солнце въ Царствіи Небес-
нѣмъ” lso). 7. Остается теперь привести Учителей Церкви, которые со¬
гласуются съ этимъ ученіемъ и во всемъ его держались. Такъ, ве¬
ликій Григорій Богословъ въ надгробномъ словѣ брату Кесарію
говоритъ сіе: “Убѣждаюсь словами мудрыхъ, что всякая добрая
и боголюбивая душа, какъ скоро, по разрѣшеніи отъ сопряжен¬
наго съ нею тѣла, освободится отсюда, приходитъ въ состояніе
чувствовать и созерцать ожидающее ее благо, а по очищеніи, или
по отложеніи (или еще не знаю какъ выразить) того, что ее омра¬
чало, услаждается чуднымъ какимъ-то услажденіемъ, веселится
и радостно шествуетъ къ своему Владыкѣ; потому что избѣгла
здѣшней жизни, какъ несноснаго узилища, и свергла съ себя ле¬
жащія на ней оковы, которыми крылья ума влеклись долу. Тогда
она въ видѣніи какъ бы уже пожинаетъ уготованное ей блажен¬