Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
121 хахъ, немедленно предаются огню и тѣмъ мукамъ, которыя уго¬
тованы для иныхъ? Какая же нужда и въ Судѣ и въ воскресеніи
ихъ тѣлъ, и въ пришествіи на землю Судіи и въ страшномъ томъ
и всемірномъ зрѣлищѣ, если до того дня каждый уже воспріялъ
по заслугамъ? И какъ же Господь въ притчѣ о дѣвахъ, исшед¬
шихъ отсюда въ срѣтеніе Жениха, говоритъ, что дѣвы, т. е. —
души, задремали и уснули, такъ какъ Женихъ запаздывалъ, т. е. — умерли, и еще не вошли въ брачную горницу, до тѣхъ поръ,
пока Женихъ не придетъ съ небесъ, не разбудитъ всѣхъ вмѣстѣ
какъ отъ сна, и однихъ, дѣйствительно, вмѣстѣ съ Собой введетъ
въ брачный чертогъ, а другихъ — исключитъ, что — совершенно
ясно — сбудется въ День оный? — “Ибо тогда”, говоритъ Онъ,
“Царство небесное уподобится десяти дѣвамъ”141). И какъ,
отошедши и вручивъ Своимъ рабамъ имѣніе, затѣмъ при¬
дя и всѣхъ вмѣстѣ собравъ, Онъ потребуетъ отъ каждаго
отчетъ въ дѣлахъ142), если каждый изъ рабовъ обнаружилъ уже свое
дѣло и воспринялъ воздаяніе прежде Владычняго возвращенія? 6. И божественный Апостолъ во 2-мъ Посланіи къ Коринѳя¬
намъ такъ говоритъ: “Всѣмъ явитися намъ подобаетъ предъ еу-
дшцемъ Христовымъ, да пріиметъ кійждо, яясе съ тѣломъ со¬
дѣла, или блага, или зла”143). Видишь ли, что прежде того су¬
дилища и до того, какъ мы всѣ вмѣстѣ явимся собранными, никто
безъ тѣла не воспріемлетъ соотвѣтственно тому, что онъ въ тѣлѣ
сдѣлалъ? Но и во 2-мъ Посланіи къ Тимоѳею онъ говоритъ, что
время его отшествія настало, вѣнецъ правды прочее готовится, — не теперь, но “егоже воздастъ ми”, — говоритъ, — “Господь
въ день онъ, праведный Судія, не токмо же мнѣ, но и всѣмъ воз-
люблыпимъ явленіе Его” |44). И во 2-мъ Посланіи къ Ѳессалони¬
кійцамъ онъ такъ говоритъ: “Аще праведно у Бога воздати скорбь
оскорбляющимъ васъ, а вамъ оскорбляемымъ отраду съ нами, во
откровеніи Господа Іисуса съ небесе, со Ангелы силы Своея, во
огни пламеннѣ, дающаго отмщеніе не вѣдущимъ Бога и не послу-
шающимъ благовѣствованія Господа нашего Іисуса Христа: иже
муку пріимутъ, погибель вѣчную отъ лица Господня и отъ сла¬
вы крѣпости Его: егда пріидетъ прославится во святыхъ Сво¬
ихъ, и дивенъ быти во всѣхъ вѣровавшихъ, яко увѣрися свидѣ¬
тельство наше въ васъ, въ день онъ” |45). И въ Посланіи къ Евре¬
ямъ, повѣствуя о предшедшихъ святыхъ: “Сіи вси”, говоритъ,
“послушествовани бывше вѣрою, не пріяша обѣтованія: Богу луч¬
шее что о насъ предзрѣвшу, да не безъ насъ совершенство прі¬
имутъ” 146). Это должно понимать въ отношеніи всѣхъ вѣрныхъ
и праведныхъ, бывшихъ до Владычняго Пришествія. Ибо какъ