Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
120 блага, а грѣшные — наказаніе? — (Отвѣтъ:) Онюдь нѣтъ. Однако
же, та радость, которую нынѣ имѣютъ души святыхъ, есть частич¬
ное наслажденіе, какъ и скорбь, которую имѣютъ грѣшники, —
частичное наказаніе. Какъ, когда царь призываетъ своихъ дру¬
зей на пиръ, и подобно — осужденные предназначены къ наказа¬
нію — и позванные на пиршество пребываютъ въ радости предъ до¬
момъ царя до часа пиршества, а осужденные, заключенные въ тем¬
ницѣ, пребываютъ въ скорби, пока выйдетъ судья: такъ подобаетъ,
впрочемъ, разумѣть о душахъ, взятыхъ туда раньше насъ, говорю
же о праведныхъ и грѣшныхъ”. “Итакъ, если никто, какъ было сказано, еще не вошелъ ни
въ Царство ни въ геенну, то какъ же мы слышимъ о богатомъ и
Лазарѣ, что тотъ богачъ, находясь въ огнѣ и мукахъ, обращается
къ Аврааму? — (Отвѣтъ:) Все то, что относится къ Лазарю, Гос¬
подь сказалъ образно, какъ и то, что касается десяти
дѣвъ и обстоятельствъ въ прочихъ притчахъ. Ибо, въ дѣйстви¬
тельности, притча о Лазарѣ не происходила, потому что грѣшники,
находящіеся въ аду, не видятъ праведниковъ, находящихся въ
царствѣ съ Авраамомъ, но никто изъ нихъ, находясь во мракѣ,
даже сосѣда своего не узнаетъ” |37). 5. Пріявъ это сужденіе, наша Церковь и мыслитъ такъ и
возвѣщаетъ, и къ защитѣ его имѣются на лицо аргументы. Во-
первыхъ, въ Евангеліи отъ Матѳея, предначертывая тотъ будущій
Судъ, Господь говоритъ: “Пріидите благословенти Отца Моего,
наслѣдуйте”, — изъ сего ясно, что они не были уже унаслѣдо¬
вавшими, — затѣмъ: “уготованное вамъ”, говоритъ “Царство” І3в), — не ранѣе данное. Къ грѣшникамъ же, въ свою очередь, Онъ
говоритъ: — “Отидите, проклятіи”, — очевидно, что не уже — отошедшіе, — “въ огнь вѣчный, уготованный,” — не вамъ,
но — “діаволу и ангеламъ его” |39), — и здѣсь опять, — “угото¬
ванный”, — т. е. еще не пріявшій осужденныхъ демоновъ, ибо какъ
бы это могло быть иначе въ отношеніи тѣхъ, которые до нынѣ и
даже до онаго Дня блуждаютъ повсюду въ воздухѣ и безпрепят¬
ственно совершаютъ свое дѣло въ обольщенныхъ ими? Это же и
въ иномъ мѣстѣ обнаруживается, когда они взываютъ къ Господу,
какъ написано въ томъ же Евангеліи: “Пришелъ еси сѣмо пре¬
жде времене мучити насъ” 140), ясно, что они еще не мучатся, такъ
какъ для этого еще не пришло время. Итакъ, если злые демоны
и первые творцы зла, ради которыхъ особенно-то уготовляется
и устраивается наказаніе, еще не воспринимаютъ долженствую¬
щее возмездіе, но — свободные блуждаютъ гдѣ хотятъ, какой до¬
водъ могъ бы убѣдить насъ, что души отшедшихъ отсюда въ грѣ¬