Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
119 же, чтобы отселѣ вамъ сдѣлать угодное, ибо это справедливо,
мы изложили наше ученіе болѣе ясно, — не болѣе должнаго,
но, насколько это необходимо, обосновывая его; а ваше ученіе, —
каково бы оно ни было, подвергнемъ болѣе тщательному изслѣдо¬
ванію. Ибо, быть можетъ, найденная изъ сего истина освободитъ
насъ отъ тяжкихъ трудовъ и отъ дальнѣйшаго между нами разно¬
гласія. 3. Мы утверждаемъ, что ни праведные еще не восприняли
полностью свой удѣлъ и оное блаженное состояніе, къ которому они
себя здѣсь уготовали чрезъ дѣла; — ни грѣшные, послѣ смер¬
ти, не были отведены въ вѣчное наказаніе, въ которомъ бу¬
дутъ вѣчно мучиться; но и то и другое необходимо дол¬
жно быть послѣ послѣдняго того дня Суда и воскресенія
всѣхъ; нынѣ же — и тѣ и другіе находятся въ свойствен¬
ныхъ имъ мѣстахъ: первые — въ совершенномъ покоѣ и
свободными находятся на небѣ съ Ангелами и предъ Самимъ Бо¬
гомъ, и уже какъ бы въ раю, изъ котораго ниспалъ Адамъ,
вошелъ же прежде иныхъ Благоразумный разбойникъ, — и ча¬
сто насъ посѣщаютъ въ тѣхъ храмахъ, гдѣ ихъ почитаютъ, и
слушаютъ призывающихъ ихъ и молятся за нихъ Богу, пріявъ
отъ Него этотъ изрядный даръ, и чрезъ свои мощи творятъ чудеса,
и наслаждаются созерцаніемъ Бога и оттуда посылаемымъ оза¬
реніемъ, болѣе совершенно и болѣе чисто, нежели раньше, ко¬
гда были при жизни; вторые же, въ свою очередь, заключенные
въ аду, пребываютъ “въ темныхъ и сѣни смертнѣй, въ ровѣ пре¬
исподнемъ”, какъ говоритъ Давидъ І34), и затѣмъ Іовъ: “Въ землю
темну и мрачну, въ землю тмы вѣчныя, идѣже нѣсть свѣта, ниже
видѣти живота человѣческаго” 135). И первые — пребываютъ во
всякой радости и веселіи, ожидая уже и только лишь не имѣя
еще въ рукахъ обѣтованное имъ Царство и неизреченныя блага;
а вторые — напротивъ, пребываютъ во всякой тѣснотѣ и безу¬
тѣшномъ страданіи, какъ нѣкіе осужденные, ожидающіе приго¬
вора Судьи и предвидящіе оныя мученія. И ни первые не воспри¬
няли еще наслѣдіе Царства и тѣхъ благъ, “ихже око не видѣ, и
ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша” 136), ни вторые
еще не преданы вѣчнымъ мукамъ и горѣнію въ негаснущемъ
огнѣ. И это ученіе мы имѣемъ переданнымъ отъ Отцевъ нашихъ
изъ древности и легко можемъ представить изъ самихъ Божест¬
венныхъ Писаній. 4. Такъ, въ древнѣйшихъ нѣкихъ отвѣтахъ, имущихъ за¬
главіе: “Аѳанасія знаменитаго {τοϋ ηάνυ) къ князю Антіоху” имѣ¬
ется слѣдующій вопросъ: “Что, убо, восприняли ли праведные