Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
118 МУДРѢЙШАГО И УЧЕНѢЙШАГО ЕФЕССКАГО КИРЪ МАРКА ЕВГЕНИКА
ОТВѢТЪ ЛАТИНЯНАМЪ ВТОРОЙ, ВЪ КОТОРОМЪ ОНЪ ИЗЛАГАЕТЪ ТАКЖЕ
ИСТИННОЕ УЧЕНІЕ ГРЕЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. 1. Воистинну, необходимо много изслѣдованія и изысканія
въ спорныхъ догматическихъ вопросахъ, когда и съ той и съ
другой стороны имѣются серьезные и вѣскіе аргументы; много
и пользы бываетъ отъ такого рода изысканія, когда бы мы обращали
взоры не къ спору, а къ Истинѣ, и не имѣли бы единственнымъ тща¬
ніемъ во что бы то ни стало одержать побѣду, но допустили бы,
что иногда хорошо и побѣжденнымъ быть. И это, воистинну, от¬
носится не только къ намъ, видящимъ мало и земнымъ и весьма
отступившимъ отъ истинной мудрости, но, вотъ, — мы слышимъ
и вѣримъ, что такимъ образомъ происходило и съ самими Уче¬
никами Самой Премудрости, Іисуса Христа Господа нашего. Ибо
когда между ними возникъ вопросъ: должно ли обрѣзывать при¬
ходящихъ къ вѣрѣ изъ язычниковъ и учить ихъ соблюдать законъ
Моисеевъ, тогда сошлись Апостолы и старцы для изученія этого
вопроса; послѣ того, какъ было большое изслѣдованіе (какъ по¬
вѣствуется), Петръ сказалъ, а Іаковъ поддержалъ, и въ общемъ
согласіи всѣмъ было угодно съ Духомъ Святымъ — не стужать
тѣхъ, которые изъ язычниковъ обращаются къ Богу 133). Итакъ,
если изысканіе принесло тогда плодъ — единеніе изыскующихъ, — то имѣется надежда, что и мы, движимые Тѣмъ же Духомъ и
гой же любовію связанные другъ съ другомъ, и устремляющіеся
къ той же цѣли — которая выражается въ нахожденіи Истины, — не потерпимъ неудачу въ предлежащемъ предметѣ; и хотя изы¬
сканіе весьма растянулось, но все мирно и слушая и говоря, мы
съ любовію возможемъ придти къ единенію, сойдясь на томъ, что
явится какъ абсолютная истина и представится какъ соотвѣтству¬
ющее. 2. Итакъ, въ этомъ и вы солидарны съ нами и вмѣстѣ съ
нами питаете надежду; но вы говорите, что мы, какъ бы забывъ о
семъ, болѣе должнаго прилагаемъ тщаніе и пытаемся укрѣпить
наше ученіе, а ваше — опровергнуть. Но на это мы скажемъ,
что наше ученіе, каково бы оно ни было, мы отнюдь не излагали,
и ничего не старались укрѣплять; и это-то вы и ранѣе намъ по¬
ставили въ упрекъ, и желали болѣе ясно узнать о томъ, какого
мы держимся мнѣнія (о состояніи душъ послѣ смерти). Ваше
же мнѣніе мы будемъ стараться не опровергать, но показать, что
оно не необходимо, потому что ни въ Писаніи оно не является
намъ ясно переданнымъ, ни Отцами нашими оно не было санкці¬
онированнымъ, ни, вообще, не является благословеннымъ. Но все