Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
117 жащимъ преимущественно Ѳомѣ Аквинату й Бонавентурѣ, уча¬
щихъ о матеріальномъ огнѣ, какъ средствѣ очищенія для душъ,
запятнавшихъ себя незначительными грѣхами. По признанію ла¬
тинскихъ богослововъ, ученіе о чистилищѣ было сформулирова¬
но, какъ офиціальное ученіе Римской Церкви, только на Флорен¬
тійскомъ и Тридентскомъ Соборахъ, при чемъ послѣдній, хотя
и утвердилъ догматъ о чистилищѣ, однако, далъ распоряженіе,
чтобы въ проповѣдяхъ объ этомъ догматѣ говорилось лишь въ
общихъ чертахъ, не входя ни въ коемъ случаѣ въ детали, настоль¬
ко этотъ догматъ былъ зыбкимъ. Могъ бы св. Маркъ, въ отвѣтъ на
заявленіе латинянъ, что латинскіе Отцы превосходно знали гре¬
ческій языкъ и не имѣли затрудненія въ пониманіи греческаго тек¬
ста Посланій Апостола Павла, при чемъ они особо ссылались на
блаженнаго Августина, привести слова того же Августина, ко¬
торый въ одномъ мѣстѣ говоритъ, что онъ никогда не смогъ овла¬
дѣть греческимъ языкомъ. Могъ бы св. Маркъ сослаться и на то,
что блаженный Іеронимъ, дѣйствительный знатокъ греческаго и
еврейскаго языковъ, въ своихъ комментаріяхъ отнюдь не училъ
о чистилищѣ. Могъ бы св. Маркъ указать и на то, что латиняне
приводятъ въ своихъ аргументахъ сочиненіе св. Кирилла о литіи
и кончинѣ бл. Іеронима, между тѣмъ, какъ самъ св. Кириллъ
умеръ раньше бл. Іеронима и не могъ писать о кончинѣ его. Могъ
бы св. Маркъ указать и на иныя неточности или необоснованности
въ латинскомъ трактатѣ, если бы его цѣль была — полемика и
побѣда въ спорѣ. Но, какъ мы сказали, у св. Марка была одна
единственная цѣль явить истину и убѣдить латинянъ принять ее:
его убѣжденія — мягки, тонъ благожелателенъ, и цѣль — по¬
мочь найти Истину. Это цѣннѣйшее сочиненіе св. Марка Ефесскаго сохранилось
въ цѣломъ рядѣ рукописей: Cod. Ambrosiamis 653, fol. 70-85. Cod.
Parisinus 1218, fol. 17-41. Parisinus 1261, fol. 13-39. Parisinus 1286,
fol. 283-311. Oxonien. Laud. 22, fol. 17-55. Parisinus 1292, fol. 16 СКВ.
Coislin. 289, fol. 29-31. По частямъ оно было напечатано въ Аѳин¬
скомъ журналѣ “Άλή&εια” за 1880 г. Слово это, согласно рукописи въ Codex Arribrosianus 653 было
помѣщено Mgr. Louis Petit въ “Патрологіа Оріенталисъ” т. 15,
стр. 108-151. Съ этого изданія нами сдѣланъ переводъ на русскій
языкъ.