Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
115 заботными, поскольку они ожидаютъ, что когда-то будетъ освобо¬
жденіе отъ мученій и обѣщанное возстановленіе, Итакъ, на осно¬
ваніи сего, предлежащій догматъ объ очистительномъ огнѣ дол¬
женъ быть извергнутъ изъ Церкви, какъ приводящій старатель¬
ныхъ къ безпечности и убѣждающій ихъ не всѣми средствами бо¬
роться въ настоящей жизни о своемъ очищеніи, поскольку послѣ
смерти, якобы, ожидается иное очищеніе. Разрѣшеніе вопроса: Хотя мы выше и разрѣшили это за¬
трудненіе, однако, все же ради большей .ясности мы еще скажемъ
объ этомъ. Итакъ, мы говоримъ, что когда былъ вынесенъ дог¬
матъ о чистилищѣ, ничего въ немъ не заключалось нелѣпаго,
чтобы не послѣдовать ему: ибо нѣтъ учителя до такой степени
неученнаго или слушателя до такой степени простеца, чтобы лег¬
ко не составить пониманія, въ чемъ — различіе между адскимъ
мученіемъ и чистилищнымъ наказаніемъ; и это преданіе о чисти¬
лищѣ, полное благочестія, не только не дѣлаетъ людей безпечны¬
ми, но и весьма пробуждаетъ ихъ, ибо они слышатъ, что тамъ бу¬
дутъ наказанія и нестерпимыя мученія, и то — болѣе мучитель¬
ныя, чѣмъ все то, что въ настоящей жизни мы когда-либо испы¬
тывали. Это и самъ опытъ показалъ. Ибо многіе, которымъ слу¬
чилось встрѣтиться съ откровеніями такого рода, а такихъ мно¬
го, не стали болѣе безпечными, но до конца пребывали заботли¬
выми и скорбными, всегда страшась, дабы не впасть въ тѣ му¬
ченія, которыя видѣли. Если же догматъ о чистилищѣ дѣлаетъ
людей безпечными, какъ вы говорите, то насколько бы они стали
болѣе безпечными, если бы отнюдь не слышали о семъ? Но (если
догматъ о чистилищѣ вреденъ, какъ приводящій людей къ без¬
печности) тогда особенно принесется вредъ отъ малаго сокру¬
шенія или краткой исповѣди, или отъ надежды спасенія за дли¬
тельное паломничество, или отъ отмѣны наказанія и отъ сладчай¬
шаго онаго гласа: “Въ тотъ самый часъ, когда грѣшникъ вздох¬
нетъ” и проч. Это и все подобное, что для нашей пользы было при¬
знано Отцами какъ благочестивое, принесло бы большой вредъ,
если догматъ о чистилищѣ, какъ вы говорите, также былъ бы
вреденъ. Но можно съ большимъ основаніемъ сказать, что отри¬
цающіе очистительный огонь приводятъ людей въ отчаяніе, ибо
люди знаютъ, что ничто оскверненное не можетъ войти въ вѣчную
жизнь и въ то же время имъ извѣстно, что для человѣка, здѣсь
живущаго, невозможно прожить безъ нѣкоего легкаго грѣха. Ибо,
если человѣкъ разрѣшается отъ узъ плоти съ пятномъ легкихъ
грѣховъ или подлежаніемъ наказанію за болѣе тяжкія вины, а
между тѣмъ въ будущей жизни не допускается мѣста очищенію,