Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
114 вержены ощущенію кары .такого рода? Кромѣ того, порядокъ Бо¬
жественнаго Правосудія требуетъ, чтобы та душа, которая чрезъ
грѣхъ покорила себя матеріальному элементу, ему, же въ ви¬
дѣ наказанія была подвержена. Такимъ образомъ, не неумѣстно
и не удивительно, что тотъ огонь, дѣйствующій по божественной
силѣ, назначеніе котораго — быть для наказанія дурныхъ, имѣ¬
етъ также дѣйствіе и въ отношеніи души, отдѣлившейся отъ тѣла,
муча ее. А что дѣло обстоитъ именно такъ, насъ научаетъ та прит¬
ча объ изнѣженномъ богачѣ, которую вы недавно привели, гдѣ го¬
ворится, что душа богатаго, прежде воскресенія тѣла, мучится
въ палядцемъ огнѣ. Явствуетъ это и изъ божественнаго приговора,
повелѣвающаго осужденнымъ идти въ вѣчный огонь, уготованный
діаволу и ангеламъ его'?0). И не пріемлемо намъ мнѣніе тѣхъ,
которые говорятъ, что для того, чтобы стать болѣе подходящими
для мученія, демоны должны будутъ воспріять нѣкія тѣла — воз¬
душныя или огненныя, такъ какъ такое понятіе намъ кажется
оскорбительнымъ для божественнаго могущества. IX. Въ-девятыхъ, вы такъ говорите: “Преподобные Отцы на¬
ши, ангельское житіе пожившіе на землѣ, много и часто чрезъ
видѣнія и сны и иныя чудесныя явленія, и сами были наставля¬
емы и иныхъ наставляли о вѣчномъ мученіи и о находящихся въ
немъ нечестивыхъ и грѣшникахъ, и какъ настоящее и уже сбы¬
вающееся видя и являя словомъ, какъ и притча изъ Евангелія
отъ Луки описываетъ состояніе богатаго и Лазаря, отнюдь ничего
не возвѣстили объ очистительномъ, имущемъ конецъ, огнѣ”. Разрѣшеніе вопроса: Въ отвѣтъ: — мы отрицаемъ, что не
было видѣній и откровеній и иныхъ явленій подобнаго рода, ко¬
торыми возвѣщается существованіе чистилища. Свидѣтельству¬
етъ же о семъ великій Григорій, а также и Дамаскинъ разска¬
зываетъ нѣчто подобное, и въ житіи святаго Іеронима Кириллъ
изложилъ много чудеснаго такого рода131), къ тому же и мы при¬
вели выше много и очевиднѣйшихъ свидѣтельствъ Учителей, какъ
латинскихъ, такъ и греческихъ. X. Въ-десятыхъ, вы приводите слѣдующій аргументъ: “Уче¬
ніе это о возстановленіи и о. концѣ вѣчнаго мученія, пріявъ нача¬
ло отъ Оригена, какъ было сказано, и возобладавшее нѣкоторыми
церковными мужами, между которыми — также Дидимъ и Евагрій,
какъ ссылающееся на человѣколюбіе Божіе и легко пріемлемое
среди безпечныхъ, какъ говоритъ богоносный Іоаннъ, строитель
“Небесной Лѣствицы”, однако, было запрещено и предано ана¬
ѳемѣ святымъ Пятымъ Вселенскимъ Соборомъ, какъ производя¬
щее разслабленіе душамъ и дѣлающее безпечныхъ еще болѣе без¬