Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
113 это видится представленнымъ у васъ, — совершенно недопусти¬
мо среди ученыхъ людей. Затѣмъ, скажемъ, что хотя Христосъ
въ приведенной притчѣ обозначилъ только два мѣста (ибо Онъ
училъ не о мѣстахъ пребыванія душъ, разрѣшенныхъ отъ тѣла,
но — объ окончательной судьбѣ людей, гдѣ чистилище не имѣ¬
етъ мѣста), но изъ этого не слѣдуетъ, что не существуетъ и тре¬
тьяго мѣста, — мѣста переходнаго очищенія; особенно — на томъ
основаніи, что Самъ Спаситель нашъ въ Евангеліи отъ Матѳея'“)
представилъ, что оно дѣйствительно имѣется, когда Онъ учитъ,
что въ будущей жизни можетъ имѣть мѣсто отпущеніе нѣкото¬
рыхъ грѣховъщ поскольку оно не совершается ни въ раю, ни въ
аду, необходимо предположить существованіе и третьяго мѣста,
гдѣ совершается преждереченное очищеніе. Утверждаетъ же сіс
и славный Апостолъ и Учители, какъ латинскіе, такъ и греческіе,
какъ выше было сказано. VIII. Въ-восьмыхъ, вы такъ утверждаете: “Душѣ, разрѣшив¬
шейся отъ тѣла и ставшей совершенно безтѣлесной и духовной,
невѣроятно было бы мучиться отъ вещественнаго огня, въ то вре¬
мя какъ ея тѣло, которое огонь долженъ былъ бы охватить, истлѣ¬
ло. Правда, послѣ воскресенія, когда она воспріиметъ нетлѣнное
тѣло, и вся тварь станетъ неизмѣняемой, и когда раздѣлится огонь,
какъ мы научены, ей будетъ соотвѣтствовать быть мучимой имъ,
и не только ей одной, но и — демонамъ, которые являются какъ
мрачными, такъ и облеченными нѣкоей матеріей и грубой веще¬
ственностью и тѣломъ воздушнымъ или огненнымъ, какъ говоритъ
Василій Великій. Но прежде чѣмъ воспріиметъ свое тѣло, явля¬
ясь только формой не смѣшанной съ матеріей, хотя и существу¬
ющей сама по себѣ, какъ бы она могла мучиться отъ матеріаль¬
наго огня”. Разрѣшеніе вопроса: На это отвѣчаемъ: что душа, разрѣ¬
шившись отъ тѣла, мучится отъ матеріальнаго огня, это совершен¬
но отвѣчаетъ божественному могуществу и правосудію. И хотя
мы, дѣйствительно, признаемъ, что ничто вещественное по своей
собственной силѣ, не можетъ имѣть никакого воздѣйствія въ от¬
ношеніи духа, однако, что по божественней силѣ оно можетъ
стать таковымъ, никто изъ разумныхъ не станетъ отрицать. Ибо
если отъ естественнаго фактора вся тварь зависитъ вложенной
въ нее способностью, и обусловлена имъ въ способности воспрія¬
тія, то что неумѣстнаго въ томъ, если вывести заключе¬
ніе, что по божественному повелѣнію тѣ духовныя существа под¬