Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
111 слова святаго Іоанна Златоуста: “Здѣсь Онъ (Спаситель) назы¬
ваетъ “чистыми” — или тѣхъ, которые стяжали всякую добродѣ¬
тель и не имѣютъ у себя на совѣсти никакого зла, или — утвер¬
жденныхъ въ трезвеніи, которое особенно необходимо намъ для
созерцанія Бога, согласно тому изреченію Павла ,2‘): “Миръ имѣй¬
те и святыню со всѣми, ихже кромѣ никтоже узритъ Господа” ,22).
И эта-то чистота и совершаетъ различіе и степень въ вѣчномъ на¬
слажденіи. Иное же дѣло — очищеніе, о которомъ нынѣ рѣчь,
благодаря которому души получаютъ прощеніе и разрѣшаются
отъ болѣе легкихъ винъ и подлежанія наказанія, по причинѣ ко¬
торыхъ преставившіяся отсюда души удерживаются отъ вѣчной
жизни. Какъ мы только-что сказали, это очищеніе не стоитъ въ
связи съ различіемъ блаженства. Ибо совершенно — необ¬
ходимо, чтобы всѣ души, въ равной мѣрѣ, очистились этимъ
родомъ очищенія, такъ какъ слѣдуетъ стать свободными отъ вся¬
кой вины и подлежанія наказанію, хотя бы и не всѣ были очища¬
емы въ равныхъ винахъ. Υ. Въ-пятыхъ, вы приводите слѣдующій аргументъ: “Иже
во святыхъ великій Григорій Богословъ, творя умозрительное и
таинственное слово о Пасхѣ, придя къ тому мѣсту, гдѣ говоритъ:
“Ничего же не вынесемъ, ничего не оставимъ на утро”'23), от¬
четливо и открыто являетъ, что за этой ночью нѣтъ никакого очи¬
щенія, “ночью” называя настоящую жизнь каждаго, и не допуская
никакого очищенія послѣ нея”. Разрѣшеніе вопроса: На это мы говоримъ, что приведенное
изреченіе святаго мужа не противорѣчитъ сему догмату о чисти¬
лищѣ. Ибо когда говорится о двойномъ видѣ очищенія грѣховъ,
то имѣется въ виду, какъ одинъ видъ — это то очищеніе, которое
совершается чрезъ епитимію, которую очищаемый въ покаяніи
навлекаетъ на себя; а второй видъ — это то очищеніе, которое про¬
исходитъ послѣ этой жизни. Первый видъ очищенія, который име¬
нуется покаяніемъ, не можетъ имѣть мѣста послѣ исхода души,
ибо тамъ “почиваютъ отъ трудовъ своихъ”, какъ говоритъ Іоаннъ
въ Откровеніи124), когда перестаетъ всякое дѣланіе души, какъ
достойное, такъ и не достойное. Поэтому Премудрый говоритъ:
“Прежде суда уготовати правду”12*). А второй видъ очищенія,
о которомъ нынѣ — слово, это то, которое, говоримъ, разрѣшаетъ
не тяжкія вины, но — легкія, и которое имѣетъ мѣсто послѣ этой
жизни. Изрядный же Григорій Богословъ говорилъ не о томъ вто¬
ромъ видѣ очищенія, но о первомъ, что явствуетъ изъ продолже¬
нія его слова, въ которомъ толкуя изреченіе — “не вынесемъ”,