Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
109 причинѣ величія созерцаемой красоты, необходимо, прежде все¬
го, очиститься: ибо никто изъ людей не узритъ, въ какой бы то
ни было степени созерцанія, оное Благо, если не возъимѣетъ чи¬
стый и совершенно непорочный умъ, въ которомъ не допускается
нахожденіе никакого зла. Затѣмъ, если малое добро въ тѣхъ, ко¬
торые въ остальномъ злы, производитъ нѣкое различіе въ наказа¬
ніи, однако, неправильно полагать, что въ тѣхъ, которые были
праведными, малое зло причиняетъ различіе въ наслажденіи; во-
первыхъ, потому, что случается, что нѣкто отходитъ изъ жизни
съ большимъ числомъ такихъ малыхъ погрѣшностей, нежели кто-
нибудь иной, однако, — съ большей любовью, согласно которой
опредѣляется размѣръ и мѣра и степень наслажденія; а, во-вто¬
рыхъ, потому, что можетъ случится такъ, что тотъ, кто въ основ¬
номъ является лучшимъ, преставляется отсюда, имѣя нужду въ
большемъ наказаніи. Итакъ, явствуетъ, что малое зло въ тѣхъ,
которые въ остальномъ — праведны, навлекаетъ кару на нихъ. III. Въ-третьихъ, вы говорите: “Справедливость вѣчнаго му¬
ченія является на основаніи неизмѣнности воли у согрѣшившихъ;
ибо вѣчно согрѣшающей волѣ долженствуетъ также соотвѣтство¬
вать и вѣчное наказаніе. Какъ и — наоборотъ, согласно слѣду¬
ющему: если тотъ, кто вѣчно пребываетъ неизмѣннымъ въ злѣ,
карается вѣчнымъ мученіемъ, то тотъ, кто не подвергается вѣч¬
ному мученію, тотъ, слѣдуетъ допустить, не будетъ имѣть свою
волю неизмѣнной. Ибо, если тотъ, кто будетъ ее имѣть неизмѣн¬
ной въ отношеніи зла — будетъ находиться въ вѣчномъ наказа¬
ніи; то, тотъ, кто будетъ имѣть ее неизмѣнной въ отношеніи добра,
какую имѣетъ нужду въ наказаніи, когда, напротивъ, ему дол¬
женствуютъ вѣнцы. Между тѣмъ, какъ вы утверждаете, тѣ, ко¬
торые очищаются тѣмъ (очистительнымъ) огнемъ, имѣютъ волю
неизмѣнной. Итакъ, имъ нѣтъ нужды очищаться огнемъ.” Разрѣшеніе вопроса: На это отвѣчаемъ, что сдѣланный ва¬
ми выводъ отнюдь не — силенъ. Ибо хотя для стяжанія блажен¬
ства необходимо требуется неизмѣнность правой воли, однако сего
не — достаточно, такъ какъ есть нужда, чтобы многое сопутство¬
вало для структуры добраго дѣла, особенно же для достиженія
конечнаго совершенства. Мы имѣемъ опредѣленіе и изъ Аристо¬
теля и великаго Діонисія, что понятія добра и зла по ихъ стукту-
рамъ не — одинаковы: ибо зло можетъ возникнуть, въ равной
мѣрѣ, и изъ всякой малой погрѣшности, а добро не возможно —
иначе, какъ только при наличіи всего его элемента, и потому вся¬
кое препятствіе мѣшаетъ совершенству и стяжанію добра. По¬