Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
107 отъ Отца, говоря: “Ты еси Христосъ, Сынъ Бога живаго”"6). Но
довольно о семъ. 17. На нашъ аргументъ, который мы привели на основаніи
Божественнаго Правосудія, вы ничего не отвѣтили, но, лучше
сказать, нагромоздили множество какъ бы противоположныхъ ар¬
гументовъ. И мы могли бы представить многое, могущее быть
сказаннымъ въ этомъ отношеніи, если бы насъ не удержало тща¬
ніе быть краткими въ разсужденіяхъ. Удовлетворяясь однимъ
и единственнымъ аргументомъ, мы не изыскивали ничего болѣе
того, ибо основаніе нашей вѣры заключается не на разсужденіяхъ
— плодахъ человѣческаго мышленія, но на “камнѣ”,І7) Священ¬
наго Писанія и “въ горахъ святыхъ "8), т. е. въ ученіяхъ святыхъ
Отцевъ, которыхъ Каѳолическая Церковь, какъ Невѣста, съ лю¬
бовію почитаетъ, какъ друзей Жениха и Глашатаевъ Истины. Но
приступимъ уже къ обзору и самыхъ вашихъ аргументовъ. I. Итакъ, во-первыхъ, вы говорите: “Болѣе свойственно бла¬
гости Божіей малое добро не оставить безъ вниманія, нежели
малый грѣхъ достойнымъ наказанія. Однако, малое добро въ тѣхъ,
которые совершили великіе грѣхи, не получитъ награды, по при¬
чинѣ преобладанія зла. Такъ и малое въ тѣхъ, которые были пра¬
ведными въ великихъ дѣлахъ, не приведетъ къ навлеченію нака¬
занія благодаря тому, что лучшія дѣла побѣждаютъ: ибо если
нѣтъ того, что представляетъ большую часть, то тогда, конечно,
не будетъ и того, что составляетъ — меньшую. Итакъ, не слѣ¬
дуетъ вѣрить въ очистительный огонь”. Разрѣшеніе вопроса: На этотъ аргументъ мы говоримъ, что
ваше основное продположеніе близко къ истинѣ, когда вы гово¬
рите, что малое добро остается непостыженнымъ, что, однако, не
имѣетъ мѣста, если ему случится быть умерщвленнымъ грѣхов¬
ной виной, какъ это случается во всѣхъ тѣхъ, которые впадаютъ
въ смертный грѣхъ. Ибо смертный грѣхъ умерщвляетъ всѣ преж¬
нія совершенныя добрыя дѣла. Такъ что грѣшникъ, когда сво¬
имъ грѣхомъ оскорбитъ Бога, заслуживаетъ потерять всѣ воспри¬
нятыя отъ Него блага. Поэтому отходящему изъ этой жизни съ
какимъ-нибудь смертнымъ грѣхомъ, не сохраняется, въ этомъ смы¬
слѣ, послѣ этой жизни какое-нибудь вознагражденіе, какія бы
добрыя дѣла, быть можетъ, онъ ни совершилъ нѣкогда. Отсюда
Господь чрезъ пророка Іезекіиля говоритъ: “Аще совратится пра¬
ведникъ отъ правды своея, вся правды его не помянутся” "*). Вы¬
ражается это самое и въ человѣческомъ законѣ и видится соотвѣт¬
ствующимъ тому принципу, что воинъ, который хотя бы, по при¬