Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
— 106 (διά) огонь”, онъ яснѣйшимъ образомъ явилъ нѣкое про¬
хожденіе чрезъ наказаніе огнемъ въ мѣсто спасенія. 15. Затѣмъ, вы говорите, что то выраженіе: “потерпитъ
уронъ” — никоимъ образомъ не соотвѣтствуетъ очищаемымъ, ибо
они не уронъ терпятъ, но— весьма пріобрѣтаютъ; посему необ¬
ходимо — разумѣть, что это относится только въ отношеніи дур¬
ныхъ. Съ этимъ вашимъ мнѣніемъ мы, отнюдь, не, соглашаемся,
ибо какъ и говоритъ наше ученіе, конечно, терпятъ уронъ тѣ, какъ
говоритъ Апостолъ, которые очищаются, ибо они наказуются остро¬
тою мученія, которое, какъ мы выше привели, по свидѣтельству
святаго Августина, является мучительнѣйшимъ и такого рода,
что никакое страданіе нынѣшняго вѣка не можетъ сравниться съ
нимъ. И какъ чрезъ горечь лекарствъ мы приходимъ къ радости
здоровій, такъ и праведные, могущіе сказать съ Псалмопѣвцемъ:
“Проидохомъ сквозѣ огнь и воду, и извелъ ны еси въ покой” "4),
— чрезъ остроту очищенія пожинаютъ плодъ вѣчнаго спасенія.
Посему и Апостолъ, говоря, что такой человѣкъ имѣетъ потер¬
пѣть уронъ по причинѣ очищенія, немедленно затѣмъ указыва¬
етъ на спасительную пользу сего, говоря: — “какъ бы чрезъ
огонь”. Итакъ, видится, что прекрасно можно согласовать вмѣ¬
стѣ и мучительное терпѣніе урона и великую пользу. 16. Что мы поставили въ центрѣ авторитетъ Римской Цер¬
кви, то мы привели взглядъ не какой-то случайной Церкви, но
той Церкви, которая всегда у всѣхъ была въ чести и славѣ, какъ
наученная блаженными апостолами Петромъ и Павломъ,, — осно¬
ваніями и свѣтилами нашей вѣры, — и иными священнѣйшими
святителями, святость которыхъ Богъ явилъ чрезъ многія чудеса.
Эту вѣру (въ существованіе чистилища) непоколебленной отъ
самыхъ началъ и до сего дня всегда она возвѣщала и учила. Но
есть нѣчто, что должно васъ совершенно убѣдить и устыдить, имен¬
но: — до появленія нынѣшняго Раскола ваши Отцы никогда не
обнаруживали себя возражающими противъ сего нашего ученія,
такъ что возможно, что вмѣстѣ съ нами держались этого мнѣнія.
Эту же Римскую Церковь всегда почитали остальныя Церкви,
какъ главу и мать и наставницу, какъ свидѣтельствуетъ и святый
Максимъ въ посланіи къ Восточнымъ, говоря такъ: “Всѣ концы
вселенной и вездѣ на землѣ жительствующіе въ каѳолической и
апостольской вѣрѣ, взираютъ на Римскую Церковь, какъ на сія¬
ніе солнца, и отъ нея воспринимаютъ свѣтъ каѳолической и апо¬
стольской вѣры”"5). И, дѣйствительно, не-незаслуженно, ибо пер¬
вый изъ всѣхъ Петръ исповѣдалъ истинную вѣру, открытую ему