Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
105 14. Остается вкратцѣ обсудить апостольское изречете: “спа¬
сется”. Такъ какъ вы говорите, что это выраженіе "спасется” и
“спастись” и “спасеніе” въ греческомъ языкѣ всегда обознача¬
етъ нѣкое сохраненіе и существованіе, то мы справедливо боимся
показаться враждебными, если, будучи латинянами, на это зая¬
вимъ, что вы говорите неправильно. Ибо нигдѣ, быть можетъ, и
никоимъ образомъ не находятся эти слова въ Божественномъ Пи¬
саніи въ иномъ отношеніи, какъ только въ отношеніи положитель¬
наго понятія и спасенія. И чтобы намъ не удаляться далеко, въ
томъ же Посланіи Павла такъ говорится: “Слово бо крестное по¬
гибающимъ убо юродство есть, а спасаемымъ намъ сила Божія
есть”'“). И немного далѣе: “Благоизволилъ Богъ буйствомъ про¬
повѣди спасти вѣрующихъ”1,0). И еще: “Уже судахъ предати
таковаго сатанѣ во изможденіе плоти, да духъ спасется въ день
Господа нашего Іисуса Христа”111). И еще: “Всѣмъ быхъ вся,
да всяко нѣкія спасу”"2). Святый же Лука, написавшій Дѣя¬
нія Апостольскія, тамъ, гдѣ говорится: “Господіе, что ми подоба¬
етъ творити, да спасуся?” — говоритъ: “Вѣруй въ Господа Іису¬
са Христа, и спасешися ты и весь домъ твой” мз). Если, дѣйстви¬
тельно, такова была мысль Апостола, что тѣ (грѣшники) должны
сохраняться въ огнѣ и не подлежать уничтоженію, то, при богатѣй¬
шемъ греческомъ языкѣ, онъ употребилъ бы соотвѣтствующее
слово, не вызывающее двусмысленности, и сказалъ бы или “бу¬
детъ пребывать”, или “сохранится”, или “будетъ заключенъ”,
или “будетъ содержаться” или какое иное болѣе соотвѣтствующее
слово, которымъ была бы отстранена всякая двусмысленность,
если бы она, дѣйствительно, заключалась въ этомъ словѣ, хотя,
на самомъ-то дѣлѣ, никакой двусмысленности и нѣтъ: ибо гдѣ мы
найдемъ слово “спасеніе” положеннымъ въ обозначенія чего-ни¬
будь иного, кромѣ какъ — спасенія? Ибо Павелъ, говоря къ Цер¬
квамъ, всегда имѣлъ тщаніе употреблять ясность и простоту словъ,
хотя бы они и были исполнены тайны; посему совершенно не до¬
стоитъ полагать, что онъ употребилъ бы здѣсь такое неясное вы¬
раженіе, если бы думалъ такъ, какъ это говорите. Поэтому, такъ
какъ это ваше объясненіе не соотвѣтствуетъ ни мысли Апостола,
ни значенію текста, то очевидно изъ сего, что то пониманіе,
которое мы дали сему тексту, именно — то и является мыслью
Апостола. Ибо если мысль Апостола была бы такова, что “спа¬
сется” можно было бы принять вмѣсто “сохранится” или “будетъ
пребывать”, то онъ сказалъ бы: “Самъ же спасется, но, однако,
какъ въ огнѣ”, но говоря: — “спасется какъ черезъ