Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
104 скольку въ назиданіи ничто не предпочитается основанію, то если
подъ “деревомъ, сѣномъ, соломой” должно разумѣть тягчайшіе
пороки и грѣхи, то, въ такомъ случаѣ, Христосъ, отнюдь, не былъ
бы Основаніемъ, но иное основаніе было предпочтено Ему” ,м).
Тотъ же Августинъ въ 21-й книгѣ: “О Градѣ Божіемъ” говоритъ:
“ Тотъ, кто такимъ образомъ имѣетъ въ сердцѣ Христа, чтобы не
предпочесть Ему земное и временное, ни даже то, что разрѣша¬
ется и допускается, тотъ имѣетъ Христа —- Основаніемъ. Если
же — предпочтетъ, то хотя казалось бы, что онъ имѣетъ вѣру во
Христа, однако, Христосъ, Которому предпочитается нѣчто тако¬
вое, не является основаніемъ въ такомъ человѣкѣ”10*). 13. А о выраженіи Апостола: “Ибо день покажетъ, потому что
въ огнѣ откроется”, вы говорите, что его должно понимать въ
отношеніи послѣдняго дня Суда. Но въ этихъ словахъ не заклю¬
чается ничего, что было бы въ пользу вашего пониманія, ибо
если мы и согласимся, что Апостолъ говоритъ о судѣ будущаго
вѣка, то изъ этого не слѣдуетъ, что онъ разсуждаетъ о смертныхъ
грѣхахъ или о томъ послѣднемъ Судѣ такъ, что на основаніи сего
можно было бы вывести заключеніе, что души послѣ отшествія
отсюда не могутъ очиститься. Что касается насъ, то мы “день тотъ”
понимаемъ не только въ отношеніи общаго Суда, но понимаемъ
это изреченіе и въ отношеніи дня конца каждаго человѣка; какъ
день Суда называется “днемъ Господнимъ”: ибо это — день при¬
шествія Его для всеобщаго Суда надъ вселенной, такъ и день
смерти называется “днемъ Господнимъ”: ибо въ смерти къ каждо¬
му приходитъ Іисусъ — или награждающій или имѣющій осу¬
дить. Отсюда о наградѣ праведныхъ Онъ говоритъ Своимъ Уче¬
никамъ въ Евангеліи отъ Іоанна: “Аще иду утотовати вамъ мѣ¬
сто, паки пріиду и пойму вы къ Себѣ, да идѣже есмь Азъ, и вы
будете” ,ββ). Объ осужденіи же дурныхъ читаемъ въ Откровеніи:
“Покайся, и первая дѣла сотвори: аще же ни, гряду тебѣ скоро,
и двигну свѣтильникъ твой”107). А та огненная рѣка, о которой
говоритъ пророкъ Даніилъ |08), имѣетъ охватить не только дурныхъ
для вѣчнаго мученія, но также — очистить праведныхъ, въ ко¬
торыхъ бы нашлось бы нѣчто для очищенія, и представить ихъ
непорочными. Итакъ, есть “день” въ значеніи вѣчнаго и не¬
скончаемаго огня, который соотвѣтственно вмѣстѣ съ вами мы
можемъ принять въ отношеніи послѣдняго Суда. И есть иной
“день” въ значеніи временнаго огня, опредѣленнаго для лег¬
кихъ грѣховъ, который соотвѣтствующимъ образомъ называется
“днемъ Господнимъ”, ибо онъ предшествуетъ тому общему, судъ
котораго находится въ зависимости отъ этого.