Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
103 поставивъ иныя начала, противоположныя евангельскому положе¬
нію, прилежитъ не къ этому, но къ иному и совершенно различ¬
ному основанію, изъ чего слѣдуетъ, что должно полагать, что Хри¬
ста нѣтъ въ немъ, ни самъ онъ не находится во Христѣ. Кромѣ того,
не пользуется этимъ основаніемъ тотъ, кто отошелъ отъ жизни
со смертными грѣхами, когда дѣла его уже — мертвы и бездѣй¬
ственны. Но это основаніе допускаетъ только “живое созиданіе”
(την ζώσαν οικοδομήν προοίεται), какъ свидѣтельствуетъ блаженный
апостолъ Петръ, говоря: “И сами яко каменіе живо зиждитеся” 100).
Къ тому же, хотя въ этомъ созиданіи полностью требуется вѣра,
однако не иная какая, но только та, которая запечатлѣна любо¬
вію, ибо иначе и бѣсы могли бы созидать на этомъ основаніи, по¬
скольку и они, какъ говоритъ Іаковъ: “и вѣруютъ и трепещутъ” ,0').
Итакъ, долженствуетъ, чтобы сама вѣра, которая является нача¬
ломъ (принципомъ) всего нашего духовнаго созиданія, была сое¬
динена съ любовію, которая такимъ образомъ изгоняетъ смертные
грѣхи, что совершенно не допускаетъ ихъ, чтобы они когда-либо
приключились. Итакъ, никто изъ тѣхъ не созидаетъ на томъ Осно¬
ваніи. Является это очевиднымъ еще изъ самаго буквальнаго вы¬
раженія, ибо смертные грѣхи сравниваются съ свинцомъ и осо¬
бенно съ камнемъ, какъ потому, что они — тяжки, такъ и по¬
тому, что не очищаются огнемъ. Прощаемые же грѣхи, однако,
обозначаются: “деревомъ, сѣномъ, соломой”, ибо они—легки и лег¬
ко очищаются огнемъ. Посему и великій Григорій, въ четвертой кни¬
гѣ “Собесѣдованій”, толкуя это мѣсто присовокупляетъ: “Подобаетъ
внимательно взвѣсить, что Апостолъ имѣлъ въ виду, говоря, что
спастись можетъ не тотъ, кто на этомъ основаніи созидаетъ же¬
лѣзо, мѣдь или свинецъ, т. е. болѣе тяжкіе грѣхи, и посему — бо¬
лѣе твердые, и тѣмъ самымъ уже неразрѣшимые; но дерево, сѣно,
солому, т. е. маленькіе и легчайшіе грѣхи, которые огонь легко
пожираетъ”102). Изъ всего этого является очевиднымъ, что на
основаніи самаго буквальнаго выраженія, какъ и изъ сплетенія
текста и замысла Апостола, необходимо разумѣть, что “деревомъ,
сѣномъ и соломой” обозначаются прощаемые грѣхи. Августинъ
же, толкуя это изреченіе Апостола: “Никто не можетъ положить
другаго основанія, кромѣ положеннаго, которое есть Іисусъ Хри¬
стосъ”, говоритъ: “Итакъ, это — вѣра во Христа, дѣйствуемая
любовію, ибо вѣра не могла бы называться основаніемъ, если бы
не обладала тѣмъ качествомъ, что благодаря ей въ насъ обита¬
етъ Христосъ, какъ Апостолъ говоритъ къ ЕфесянамъІ03), что
чрезъ вѣру Христосъ обитаетъ въ сердцахъ нашихъ. Итакъ, по¬