Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
102 11. Но перейдемъ уже къ самому толкованію Апостола. И
прежде всего скажемъ о блаженномъ Іоаннѣ Златоустѣ, который,
вы говорите, былъ того мнѣнія, что оное апостольское изреченіе:
— “Основанія иного никто” *’) и проч. — должно пониматься въ
отношеніи осужденныхъ и вѣчнаго огня. На это скажемъ, что Бо¬
жественное Писаніе охватываетъ множество значеній; и чтобы мы
допускали принятіе многихъ значеній, — какъ вотъ “левъ” и “ка¬
мень”, вмѣстѣ съ иными многочисленными наименованіями, отно¬
сятся къ Христу. Отсюда въ Откровеніи Іоанна читаемъ: “Побѣ¬
дилъ есть Левъ, Иже сый отъ колѣна Іудова” **), съ чѣмъ, конечно,
всѣ соглашаются, что это говорится о Христѣ. И Апостолъ гово¬
ритъ: “Піяху отъ духовнаго послѣдующаго Камене: Камень же
бѣ Христосъ”*7). Но эти слова находимъ употребляемыми не толь¬
ко въ отношеніи Христа, но и въ совершенно противоположномъ
значеніи. Подобнымъ образомъ и этотъ Учитель (св. Іоаннъ Зла-
тостъ), быть можетъ, имѣя въ виду, что въ Писаніи заключается
множество значеній, оставивъ въ сторонѣ всякое иное пониманіе,
держался только того, которое казалось болѣе соотвѣтствующимъ
для самой проповѣди. И такое пониманіе не противорѣчитъ сло¬
вамъ Августина и Григорія, если Златоустъ, дѣйствительно, счи¬
таетъ, что это изреченіе Апостола говоритъ объ окончательномъ
концѣ злыхъ и объ ихъ наказаніи, въ то время какъ они приняли
сіе въ отношеніи промежуточнаго состоянія умершихъ. Итакъ,
въ дальнѣйшемъ обсудимъ, по силѣ, мысль Апостола, воздавая
святымъ подобающую честь. 12. Итакъ, Апостолъ говоритъ: “Никто не можетъ положить
другаго основанія, кромѣ положеннаго, которое есть Іисусъ Хри¬
стосъ. Строитъ ли кто на этомъ основаніи изъ золота, серебра,
драгоцѣнныхъ камней, дерева, сѣна, соломы, — каждаго дѣло
обнаружится; ибо день покажетъ; потому что въ огнѣ открыва¬
ется, и огонь испытаетъ дѣло каждаго, каково оно есть. У кого
дѣло, которое онъ строилъ, устоитъ, тотъ получитъ награду. А
у кого дѣло сгоритъ, тотъ потерпитъ уронъ; впрочемъ самъ спа¬
сется, но такъ какъ бы изъ огня”98). Здѣсь Апостолъ упоминаетъ
объ основаніи, о созиданіи, о горѣніи, о спасеніи. Основаніе, гово¬
ритъ, всѣхъ тѣхъ есть Христосъ: на этомъ основаніи никто изъ
невѣрныхъ не можетъ созидать; ибо не иначе, какъ чрезъ вѣру,
Христосъ становится основаніемъ, не принимая которую, невѣрный
не только не пользуется тѣмъ основаніемъ для созиданія, но своимъ
душевнымъ состояніемъ разрушаетъ его. Къ тому же: “Кое об¬
щеніе свѣту ко тьмѣ?99). Ибо должно думать, что такой человѣкъ,