Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
101 будь то священнаго характера или же сочиненіе не имѣющее от¬
ношеніе къ вѣроученію, что и сегодня процвѣтаетъ среди мно¬
гихъ. 10. То, что вы говорите, что наши Учители, чтобы отстра¬
нить большее зло, допустили меньшее, — этому отнюдь не до¬
стоитъ вѣрить; и мы бы желали, чтобы вы не говорили подобное
и не думали такъ недостойно о таковыхъ свѣтилахъ Церкви, что
они если и не впали сами въ то или иное заблужденіе, однако,
не могутъ или сами не знаютъ, какъ отстранить то или иное
заблужденіе, — ибо у нихъ настолько сильно было совер¬
шенство любомудрія, что они никогда не допускали лжи ни
однимъ словомъ, ни по какой причинѣ. Чтобы это вамъ было оче¬
виднѣе извѣстно, вотъ, великій Августинъ написалъ трактатъ,
называемый “О лжи”81), и иной трактатъ — "Противъ лжи”82).
Въ нихъ онъ говоритъ, что никому изъ христіанъ совершенно не¬
допустимо, никоимъ образомъ, прибѣгать ко лжи; раздѣлилъ же
онъ понятіе лжи на восемь видовъ, первый видъ которой, онъ го¬
воритъ, и опаснѣйшихъ изъ всѣхъ и отъ котораго особенно надо
бѣжать, это — тотъ, который бываетъ въ отношеніи истины дог¬
матическаго ученія и благочестія; и къ этой-то лжи, онъ говоритъ,
никто не долженъ прибѣгать, и этотъ-то видъ лжи является осо¬
бенно достойнымъ порицанія и отвратительнымъ и величайшимъ
грѣхомъ93). Онъ же явно объявилъ, что — не меньшее беззаконіе:
нѣчто ложное возвѣщать о Богѣ, хотя бы это дѣлалось съ намѣ¬
реніемъ восхвалить Его, нежели скрывать то, что — истинно въ
отношеніи Его. Толкуя же Посланіе къ Галатамъ, онъ вынесъ
такое сужденіе: “Если когда-либо подъ видомъ, быть можетъ, ико-
номіи, Церковь допустила бы какую-нибудь ложь (aliquid falsi),
то этимъ было бы дано мѣсто лжи и приведено въ опасность
все Божественное Писаніе и поколебался бы весь авторитетъ его”94).
Но объ этомъ уже было сказано выше. Нѣтъ нужды удивляться,
если, разсуждая объ очистительномъ огнѣ, онъ сказалъ, что нѣ¬
которыя лица неправильно понимаютъ слова Апостола — ибо онъ
говорилъ это не о цѣломъ Тѣлѣ Церкви и не о появляющейся та¬
кимъ образомъ учащей ереси, но — о нѣкоторыхъ частныхъ ли¬
цахъ и, дабы исправить пониманіе ихъ, онъ разсуждалъ о семъ
предметѣ передъ народомъ. Итакъ, нѣчто такое предполагать въ
отношеніи святѣйшихъ мужей — дѣло не хорошее и не безопас¬
ное, и мы просимъ васъ отказаться отъ такого мнѣнія, какъ отъ
некрасиваго и необоснованнаго, но — воздать достойную честь
святымъ.