Материалы для истории раскола за первое время его существования. Том 8

Историко и догматико-полемические сочинения первых расколоучителей. Часть 5. Новооткрытые сочинения протопопа Аввакума, Житие Морозовой и др.

Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т.8. Историко и догматико-полемические сочинения первых расколоучителей. Часть 5. Новооткрытые сочинения протопопа Аввакума, Житие Морозовой и др. - Москва, 1887

Многотомное издание: Материалы для истории раскола за первое время его существования (в 9 томах):

Содержание

От редактора

I. Новооткрытыя сочинения протопопа Аввакума

II. Бывшаго муромскаго архимандрита Антония челобитная царю Алексею Михайловичу

III. Сличение Филаретовскаго Служебника с Никоновским, сделанное для Александра епископа Вятскаго

IV. Житие боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марьи Даниловой

V. Сказания о распрях, происходивших на Керженце из-за Аввакумовых догматических писем

VI. Новоткрытыя сочинения инока Аврамия

OCR
— 365 — человѣкъ. А намъ, по Апостолу, Бога молити о нихъ по¬
добаетъ непрестанно, понеже дастъ имъ Богъ возник-
нути отъ сѣти діавольскія, иже живи уловлени отъ него
въ свою ему волю. 3. Посланіе къ нѣкоей дщери Христовѣ. Инокъ Аврамій, заключеный въ духовномъ Содомѣ и
Египтѣ за слово Божіе и за свидѣтельство Ісусъ Хри¬
стово, дщерѣ Ісусъ Христовѣ радоватнся. Удивпхся сми¬
ренію твоему, яко ты сама исполнена благоразумія по¬
лезныхъ словесъ, хощеши слышати о всякихъ тайнахъ:
вопрошеніе бо твое несовершениика (?), лежаща въ глу¬
бочайшемъ ровѣ невѣденія. Подобаетъ, о дщере Хри¬
стова, о семъ добрѣ вѣдущпхъ вопрошати. Обаче при¬
нужденъ отъ тебе и положихъ упованіе на Сына Божія,
могущаго умудрити немудрыхъ. II прежде всего совѣтую
ти (о церкви), кровію святыхъ мученпкъ запечатлѣнной
и отцы нашими святыми свидѣтельствованной: се есть
церковь святая соборная и апостольская, еже есть вѣра
православная, безъ нейже угодити невозможно, о нейже
пророкъ Давыдъ глаголетъ: свята церкви твоя и дивна
вправду. О Никоновой же церкви развращенной той (же)
Духъ Святый во пророцѣхъ глаголетъ: уклоняющіяся
въ разврагценіе отведетъ Господъ съ творящими безза¬
коніе; и прокляти, рече, уклоняющійся отъ заповѣдей
Божіихъ. Святый Іоаннъ Златоустъ въ бесѣдахъ раз¬
суждаетъ о семъ: иже вѣру превратиша, иже аще и
худое что превратитъ, прокляты да будутъ. Никонъ же
со ученики своими не худое мѣсто превратилъ въ цер¬
ковныхъ догматѣхъ, и всю истинную вѣру изгубилъ.
Глаголетъ Апостолъ: едина вѣра, едино и крещеніе,
единъ Богъ и Отецъ всѣхъ; у Никона же со ученики
многи вѣры, а не одна. Напечатано у нихъ Служебни¬
ковъ выходовъ до восьми, а всѣ межъ собою несогласны,
и посему явно, яко развращена церковь, и послѣдующій