Материалы для истории раскола за первое время его существования. Том 7

Субботин Н.И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Том 7. - Москва, 1885

OCR
VIII кое-нибудь подтвержденіе раскольническихъ мнѣній по тому
или другому вопросу, и, что особенно важпо, разныя статьи
современныхъ ему раскольническихъ и другихъ писателей, на¬
правленныя противъ патріарха Никона, или составленныя прямо
въ защиту и прославленіе раскола *): все это внееепо въ Сбор- какой челобптпой, поставляли ему въ вину собственно то, что онъ
«пишетъ къ Аввакуму протопопу грамотки, и въ тѣхъ грамоткахъ
своихъ зѣло его хвалитъ и о великихъ дълахъ вопрошаетъ» (стр. 389).
Отсюда можно видѣть, что Аврамія взяли подъ стражу не за чело¬
битную (какой онъ не подавалъ еще), а потому случаю, что открыты
были его сношенія съ находившимся въ Пустозерской тюрьмѣ про¬
топопомъ Аввакумомъ п были именно перехвачены его письма къ Авва¬
куму, въ которыхъ онъ восхвалялъ этого послѣдняго, и, по собствен¬
ному его объясненію, сообщалъ Аввакуму свое мнѣніе, что Никона
«слпчно» назвать антихристомъ (стр. 403). Изъ разсказа Аврамія
видно, что вмѣстѣ съ нимъ были взяты подъ стражу за сношенія
съ Аввакумомъ и нѣсколько другихтГТкпвшпхъ въ Москвѣ расколь¬
никовъ, составлявшихъ, какъ видно, цѣлое общество, во главѣ ко¬
тораго стоялъ^Аврамій; «приходилъ по насъ соборной попъ Петръ
со многими служивыми людьми... Поемше мя проста, ведоіпа па Мсти¬
славской дворъ... прочихъ же впдѣхъ многихъ ведомыхъ» (стр. 386—
387). За подачу же челобитной, конечно, взяли бы одного Аврамія.
Итакъ мы полагаемъ, что ппокъ Аврамій, авторъ Челобитной, есть
другое лпце, а не тотъ іеромонахъ Аврамій, который судился и при¬
несъ раскаяніе па соборѣ 1666 г.,— что онъ принадлежалъ къ мо¬
сковскому обществу первыхъ расколоучителей, по сдѣлался извѣстенъ
правительству только" въ 1670 г., когда были открыты его сноше¬
нія съ сосланнымъ въ Пустозерскъ протопопомъ Аввакумомъ, за что
онъ п взятъ былъ подъ стражу. 1) Сюда вошли, вѣроятно, и нѣкоторыя пзъ тѣхъ писемъ, что были
потомъ отобраны у Аврамія при арестѣ, о которыхъ онъ па допросѣ
говорилъ, что получилъ ихъ отъ Ѳеоктиста, Антонія и Ивана Не-
ронова (стр. 388), или же съ лукавствомъ отвѣчалъ, что не помпитъ,
гдѣ ихъ взялъ (стр. 412).