Материалы для истории раскола за первое время его существования. Том 7

Субботин Н.И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Том 7. - Москва, 1885

OCR
VI (№ 641) и, какъ можпо полагать, собственноручно писаппый
составителемъ, имѣетъ имъ же дапиое заглавіе: «Христіано¬
опасный щитъ вѣры противъ- еретическаго ополченія». Опъ
дѣйствительно весьма замѣчателенъ по своему содержанію и
можетъ быть названъ первообразомъ раскольническихъ сборни- Здѣсь, въ этомъ сочиненіи Аврамія, мы, во-первыхъ, пе паходпмъ
никакого указанія на то, чтобы онъ имѣлъ священный санъ, на¬
противъ онъ называетъ себяілцюсто чернецомъ и упоминаетъ только
о томъ, что его лишили монашества; во-вторыхъ, что особенно важно,
мы пе находимъ здѣсь никакихъ указаній на то, чтобы онъ судился
прежде, на соборѣ 1666 г. Власти—Павелъ, Симонъ и Иларіонъ,
присутствовавшія на всѣхъ засѣданіяхъ собора 1666 г. и па томъ
самомъ (10-мъ), къ которому въ сказаніи о соборѣ пріурочено дѣло
іеромонаха Аврамія, безъ сомнѣнія, пе преминули бы на допросѣ
Аврамію — автору Челобптпой, происходившемъ въ 1670 г., поставить
на видъ, что онъ четыре года тому назадъ уясе судился за при¬
надлежность къ расколу и, главное, что принесъ тогда раскаяніе',
еслибъ это былъ дѣйствительно Аврамій, судившійся и раскаявшійся
на соборѣ 1666 года (какъ напр. припомнили объ этомъ попу Ни¬
китѣ во время преній въ Грановитой палатѣ далсе въ 1682 г.).
Между тѣмъ изъ разсказа Аврамія видно, что власти пе только не
дѣлали ему такихъ напоминаній, напротивъ — встрѣтили его какъ
дотолѣ неизвѣстное имъ лице, о которомъ имѣли свѣдѣніе лишь
по слухамъ: спрашивали его объ его «обѣщаніи», т. е. изъ какого
онъ монастыря; Павелъ Крутицкій говорилъ о немъ Симону Вологод¬
скому: «слышалъ я отъ многихъ о Аврамія томъ, что имѣетъ опъ
разсуждепійце отъ писанія», и Симонъ отвѣтилъ Павлу: «слышалъ
и я, что нарочитъ» (стр. 387—389). О томъ, чтобы Аврамій —
авторъ Челобитной судился па соборѣ 1666 г., не упоминаетъ и Де¬
нисовъ въ его біографіи, помѣщенной въ ^дноррадѣ^РоссіЩкомъ».
Дѣло Аврамія, судившагося на соборѣ 1666 г., какъ справедливо
замѣтилъ г. Замысловскій, находилось въ связи съ дѣломъ пилсего-
родскаго расколоучптеля Ефрема Потемкина; между тѣмъ пе видно,
чтобы Аврамій — авторъ Челобитной находился въ какихъ-либо от-