Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

Содержание
OCR
— 81 — а что намъ кажется несправедливымъ, о томъ
просить, чтобы измѣнили. Румянцевъ, Ѳ. Ѳ. О пользѣ или прі¬
емлемости общиннаго порядка нечего много
и говорить, ибо онъ основанъ св. Апостолами
и съ тѣхъ поръ неизмѣнно пребывалъ въ
Церкви, какъ видно изъ 19 грани книги Корм¬
чей «о составленіи общины». Во времена
гоненій христіанскія общины были тайныя,
а во времена благопріятныя—существовали
открыто и получали отъ Царской власти
права, распорядокъ и устройство .Такъ и наши
общины существовали во времена гоненій
тайно, а въ нынѣшнее время, благодаря
Господа Бога, существуютъ открыто на осно¬
ваніи милостиваго царскаго закона, даннаго
17 октября 1906 года, въ которомъ Соборъ не
могъ найти ничего противорѣчащаго Церкви
и Вѣрѣ Христіанской. А почему нѣкоторые
идутъ противъ этого закона, объясню: одна
часть по невѣжеству, не имѣя дарованія къ
понятію св. Писанія и смысла положеннаго
въ немъ, а другіе изъ личныхъ интересовъ.
Мнѣ часто приходится ѣздить по приходамъ
и я видѣлъ такихъ людей. Въ одномъ мѣстѣ
въ Нижегородской губерніи существуетъ
молитвенный домъ, общины тамъ нѣтъ, и мо¬
литвенный домъ принадлежитъ частному ли¬
цу. Обращаются къ наставнику мѣстному
женихъ и невѣста и просятъ соединить ихъ
бракомъ. Наставникъ отказываетъ изъ-за род¬
ства. Тогда они идутъ къ владѣльцу молит¬
веннаго дома и просятъ его содѣйствія и
тотъ, не обращая вниманія на протесты на¬
ставника, приказываетъ какому-то старцу
служить брачный молебенъ. Владѣльца за
такое беззаконіе и насиліе, конечно, отлучили,
а онъ взялъ да и заперъ молитвенный домъ
и, какъ хозяинъ, не давалъ долго молиться.
Если бы была община, такого печальнаго
случая не могло бы произойти, ибо тамъ
хозяинъ вся община, а не одно лицо. И въ
другихъ мѣстахъ есть такіе самодуры. Вотъ
они то и смущаютъ народъ, запугивая своими
баснями, чтобы не лишиться своей власти и
интересовъ и чтобы не подпасть подъ обще¬
ственный контроль. Обращу еще вниманіе ваше на то, что волненія изъ-за общины на¬
чались прежде всего у ѳедосеевцевъ, а потомъ
отъ нихъ вошли, какъ зараза, и въ наше
христіанское общество. Но ѳедосеевцы дѣй¬
ствительно не могутъ принять общину по
ихъ безбрачному ученію. Если устроить
общину, то нужно вести метрическія книги,
а ихъ три: о родившихся, объ умершихъ и
о бракосочетавшихся, Ѳедосеевцы поставлены
въ безвыходное положеніе: въ книгѣ о бра¬
косочетавшихся писать нечего, а въ книгѣ
о родившихся нужно писать всѣхъ дѣтей—
небрачными, незаконными. Московская ихъ
община при Преображенскомъ кладбищѣ хотя
книги и ведетъ и записываетъ даже какимъ-то
образомъ и браки (гражданскіе) и дѣтей
пишетъ отъ законнаго брака, но дѣлаетъ это
противъ своего же ученія и убѣжденія и
книги держитъ далеко отъ кладбища у част¬
наго лица въ частномъ домѣ, за что община
эта подверглась отлученію отъ прочихъ
членовъ ихъ согласія. Вотъ гдѣ корень
злого упрямства! А намъ слѣдовать за этими
темными людьми, исказившими самое есте¬
ство человѣческое, не дорога. Дубковскій, И. А. Этотъ вопросъ
объ общинахъ коснулся душевно каждаго
изъ насъ. Много объ немъ вездѣ говорили,
что якобы община пріобщитъ къ церкви но-
вообрядческой, что будто бы чрезъ три года
выдадутъ ризы, называли запись печатью
антихристовой и высказывали тому подобныя
нелѣпости. И все это говорилось голослов¬
но, ничѣмъ отъ Божественнаго писанія не
доказывалось, и далеко стоитъ отъ истины.
Всѣ эти плевелы посѣяны врагомъ и нена¬
вистникомъ добра и человѣчества для смуты
и вражды и для окончательнаго истребленія
мира и любви. Слово «община» многихъ взволновало, но
лишь по незнакомству съ указомъ Государя
Императора отъ 17 октября 1906 г., въ коемъ
сказано: «Въ душевномъ стремленіи Нашемъ
обезпечить за всѣми россійскими подданными
свободу исповѣданія вѣры и общественной мо¬
литвы согласно велѣніямъ совѣсти каждаго,...
продолжая это дѣло мира и любви, нынѣ 6