Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

Содержание
OCR
— 62 — ся еретикомъ (творенія часть 1, письмо 33,
стран. 220 и 233). Другой отецъ Церкви св. Іосифъ, игу¬
менъ Волоцкій, пишетъ: «Виждь, яко аще
кто недостойнѣ прокленетъ кого, или свя¬
жетъ, себѣ прокленетъ и свяжетъ, не послѣ¬
дуетъ Божій судъ ни патріаршескому, ни
епископскому, нетокмо неблагословенію и
отлученію, но ниже проклятію, аще непо-
виннѣ прокленетъ». (Просвѣтитель, слово 12,
страница 519). О невинно преданныхъ ана¬
ѳемѣ и осужденныхъ клятвою святѣйшій
патріархъ Константинопольскій Фотій сви¬
дѣтельствуетъ: «Анаѳема отъ враговъ истины
произнесенная есть баснь и играніе и не¬
виннымъ вмѣсто казней уготовляетъ неувя¬
даемую и безсмертную славу» (въ посланіи
его къ Игнатію митрополиту Клавдіополь-
скому, посл. 115). Такая неувядаемая слава покрыла орео¬
ломъ величія невинно - осужденное много¬
страдальное старовѣрчество. Это же сознали
давно и пастыри господствующей церкви. Въ «Увѣщаніи» старообрядцамъ Синодъ
удостовѣряетъ, что старообрядцы не имѣ¬
ютъ ни одной ереси, ни одного еретиче¬
скаго заблужденія (стр. 35—37). Тоже вы¬
сказалъ и Казанскій Съѣздъ 1886 года.
Платонъ, митрополитъ Кіевскій, подтвер¬
дилъ, что старообрядчество имѣетъ ту же
святую Вѣру, какая была въ русской
землѣ послѣ крещенія ея при князѣ Вла¬
димірѣ (посланіе Платона). Проклинать
истинныхъ христіанъ никто не имѣлъ права,
а потому и снимать такія клятвы, какъ
противозаконныя и ничтожныя, нѣтъ смысла. Когда проклинали старообрядцевъ, тогда
пастыри никоновской церкви внесли въ нее
уже осужденные святыми отцами ереси
римскаго папы, а поэтому имъ слѣдуетъ
сказать словами св. Ѳеодора Студита: «Когда
мы раскроемъ нечестивое ихъ ученіе и по¬
кажемъ причины, по которымъ они анаѳе-
матствовали насъ вмѣстѣ съ другими, то
совершенно обнаружится, что они не просто
еретики, но отступники отъ Евангелія Бо¬ жія, проклинатели святыхъ и нарушители
правилъ» (творенія его, часть I, письмо 36,
стр. 324). А отъ отступниковъ ни благословенія, ни
клятвы не пріемлются вслѣдствіе ихъ не¬
дѣйствительности и противозаконности. Сусловъ, С. А. Арх. Антоній призы¬
ваетъ насъ, поморцевъ, къ соединенію со
своей церковію. Посмотримъ, какъ онъ самъ
считаетъ свою Церковь. Арх. Антоній на¬
писалъ въ Январьскомъ № журнала «Голосъ
Церкви» статью «Возстановленіе патріар¬
шества», изданную затѣмъ отдѣльной бро¬
шюрой въ Почаевѣ 1912 г. Въ этой статьѣ
арх. Антоній пишетъ: «Все. искаженіе право¬
славія (въ Синодальней Церкви) началось
вмѣстѣ съ паденіемъ патріаршества; патріар¬
шество было упразднено вовсе не по тѣмъ
основаніямъ, которыя приведены въ регла¬
ментѣ, какъ сознательная ложь, а только
для того, чтобы устранить главнаго защит¬
ника церковнаго строя, несовмѣстнаго съ
еретическимъ и языческимъ укладомъ новой
жизни. Здѣсь по истинѣ исполнилось про¬
роческое и Господне слово: «поражу пастыря,
и разыдутся овцы стада (Матѳ. 26, 31)». (с. 5). Если самъ арх. Антоній признаетъ проро¬
чество Даніилово совершившимся на обществѣ
своемъ и сознаетъ смыслъ пророчества, то
какъ же онъ можетъ звать кого-либо туда,
отъ куда нужно бѣжать безъ оглядки? Гдѣ
поражены пастыри, тамъ не можетъ быть не
только архіепископовъ и епископовъ, но и
священниковъ и діаконовъ. Мы такъ и по¬
нимаемъ пророчество и бѣжимъ оттуда, гдѣ
властвуютъ мнимые пастыри, одѣтые для
вида въ священническія одежды. Яксановъ, В. 3. Предлагаю на утве-
жденіе Собора проэктъ изложенія постано*-
вленія по этому вопросу: Христіане-поморцы, находясь въ
Церкви Христовой, не имѣютъ нужды
ни въ снятіи недѣйствительныхъ
клятвъ незаконнаго собора 1666 года,
ни въ единовѣріи, чуждомъ Церкви
Христовой.