Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

Содержание
OCR
— $9 Предсѣдатель. Обязанность наша
охранять Церковь отъ прелести змія, кото¬
рый прельстилъ праотцевъ нашихъ Адама
и Евву, Богъ возвелъ ихъ на высоту, далъ
имъ подъ власть всю землю, всѣ творенія
Божіи, но и такихъ великихъ и крѣпкихъ
людей прельстилъ змій. Когда видимъ Цер¬
ковь въ опасности прельщенія, видимъ прель¬
стителя грядуща, то не должны мы молчать.
Вотъ какую лесть сѣетъ арх. Антоній въ
своемъ воззваніи: по его мнѣнію поморцы
будто бы говорятъ: «антихристъ воцарился
на Руси въ лицѣ Петра I и гонитъ христіанъ
за сохраненіе старыхъ преданій». Это кле¬
вета на поморское общество, ибо оно почи¬
тало Петра I наравнѣ съ всѣми прочими Рос¬
сійскими Императорами помазанниками Бо¬
жіими и никогда антихристомъ не считало
и не могло считать. Арх. Антонію, ученому
богослову, должно бы быть извѣстно, что
Поморское общество учило и учитъ о насту¬
пленіи съ 1666 года царствованія антихриста
духовно, а не чувственно по смыслу
своего пониманія антихриста и его царства.
Если же арх. Антоній бросилъ эти слова
съ той цѣлью, чтобы очернить поморцевъ
въ глазахъ Правительства, то онъ самъ ясно
указалъ, кто насъ всегда гналъ и гонитъ
и будетъ гнать. Это Синодъ и его члены,
по настояніи которыхъ Правительство и
преслѣдовало старообрядцевъ. Теперь Пра¬
вительство, видя, что старообрядцы по¬
лезны для Государства, перестало пре¬
слѣдовать насъ и надѣлило, вопреки
всѣмъ стараніямъ Синода, правами. Но,
если свѣтская власть прекратила гоненія,
то Синодъ, судя по преніямъ въ Государ.
Думѣ и Гос. Совѣтѣ при обсужденіи закона
о старообрядческихъ общинахъ и по самому
воззванію арх. Антонія, не намѣренъ прекра¬
щать гоненія. Вотъ и отвѣтъ на вопросъ
арх. Антонія: «Покажите кто васъ гонитъ?
Гдѣ ваши гонители? Гдѣ потребители тайнъ?»
•Гонитъ насъ Синодъ, гонители—члены его,
они же въ прошломъ истребили священство.
Слова арх. Антонія, что «поморцы потеряли
антихриста и нечѣмъ имъ теперь объяснить и оправдать своего безблагодатнаго пребы¬
ванія»—не имѣютъ смысла, ибо какъ можно
потерять антихриста, т.-е. отпаденіе? Развѣ
антихристъ есть вещь, которую можно имѣть,
терять и снова находить? Отступленіе іерар¬
ховъ Синодальней Церкви совершилось въ
1666 г., что и знаменовало наступленіе царства
духовнаго отступленія, т.-е. антихриста, ко¬
торое продолжится не до 1905 года, а до
скончанія видимаго міра. Въ 1905 году мы не
видимъ такого событія, которое заставило бы
насъ думать, что отступленіе Синодальныхъ
властей прекратилось, напротивъ мы видимъ,
что отступленіе, царство антихриста, въ пол¬
номъ развитіи. Поэтому наши начетчики не могли возсте-
нать: «горе намъ мы потеряли антихриста».
Это простительно писать австрійцамъ, а
ужъ никакъ не ученому богослову. Госу¬
дарь въ 1905 году установилъ полную
вѣротерпимость, но вѣдь это установленіе
свѣтской власти ничего общаго не имѣетъ
съ потерей или находкой антихриста истре¬
бителя священства. Государь не можетъ ни
установить, ни отмѣнить царства антихри¬
стова, какъ не можетъ ни возстановить, ни
истребить тайны. Ученому богослову это
опять таки должно было бы быть извѣстно.
Далѣе арх. Антоній уже прибѣгаетъ къ сред¬
ству, неотвѣчающему его званію, говоря:
«а вашихъ наставниковъ и ваши общины кто
утверждаетъ? Губернаторы! Иногда они лю¬
теране». Такія слова въ устахъ доктора
богословія можно принять за злое намѣ¬
реніе возбудить темныя массы противъ
свѣта. У насъ наставники избираются и
общины составляются по голосу народу,
а губернаторы только принимаютъ къ свѣдѣ¬
нію то, что совершилась по гласу Божію, что
видно изъ закона 17 октября 1906 года (ст. 9
и 29). Арх. Антоній старается запугать старо¬
обрядцевъ, воображая ихъ закоснѣвшими въ
невѣжествѣ. Онъ даже поддѣлывается подъ
ихъ воображаемый языкъ, прикидывается
овцой. Онъ скорбитъ, что у насъ начальству¬
ютъ какіе-то борзописцы, которые даже пу¬