Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

Содержание
OCR
— 60 — сторона своимъ благовѣріемъ можетъ освѣ¬
тить невѣрную сторону и можетъ привести
ее къ благовѣрію. То же подтверждаетъ
правило 52 Номоканона. Эти два правила по моему мнѣнію рѣша¬
ютъ, что браки съ еретиками ни въ коемъ
случаѣ не должны быть допущены и что
браки иновѣрные признаются за браки за¬
конные. Д і е в ъ, Е. Ѳ. Нужно замѣтить, что
бракъ это великое таинство Христовой Цер¬
кви и потому къ нему нужно относиться
не такъ просто, но съ большой осторожностью,
ибо сочетаніе мужа и жены иногда бываетъ
не только не таинствомъ и не бракомъ, но
и нечестіемъ и прелюбодѣяніемъ, какъ
учитъ Никонъ Черныя горы (листъ 96). Если
христіанинъ поемлетъ жену отъ іудеевъ,
это есть прелюбодѣяніе и если христіанка
выходитъ за іудея, тоже прелюбодѣяніе. А
еретики тѣ же іудеи. Іудеи распяли Христа,
а еретики учениковъ Христа мучили. Если
еретикъ сочетался съ еретицей, то здѣсь
бракъ честенъ, почему и св. апостолы при¬
нимаютъ такой бракъ и не повелѣваютъ
расторгать. При томъ толкованіе 72 пр.
6-го Вселенскаго Собора тоже признаетъ
внѣшніе браки законными. Здѣсь является вопросъ второй. Если
одна часть принадлежитъ къ поморскому
обществу, а сочетается съ еретикомъ; мною
уже было прочтено изъ книги Никона Чер¬
ныя горы на листѣ 96, что это не есть
бракъ, а прелюбодѣйство. При томъ такіе
браки совершаются въ нашей странѣ обык¬
новенно безъ воли родителей, убѣгомъ,
дѣвица смѣшивается съ еретикомъ и всту¬
паетъ въ его вѣру, а лицо вышедшее за
еретика безъ воли родителей съ отступле¬
ніемъ отъ вѣры посягаетъ безъ воли родите¬
лей и за это считается блудницей по 38 прав.
св. Василія Великаго. Она отступаетъ отъ
вѣры съ проклятіемъ ради своего незакон¬
наго жениха, за что ей по правиламъ Вселен¬
скихъ Соборовъ дается запрещеніе на 12 лѣтъ,
а по первому правилу Григорія Нисскаго на
рею жизнь, Она соизволяетъ на бракъ, а изволеніе на такой бракъ по 27 пр. 4-го Все-
ленск. Собора и по 94 пр. 6-го Вселенск.
Собора подлежитъ анаѳемѣ. Она преступаетъ
повелѣніе самого Бога, положенное въ Би¬
бліи, Второзаконіе, гл. 7, с. 3. 72 пр. 6-го
Вселенскаго Собора также запрещаетъ смѣ¬
шанные браки. Бракъ есть дѣло святое и
потому и совершать его нужно свято, а бра¬
ниться съ еретикомъ дѣло не святое, а без¬
законное и его принять невозможно. Савосткинъ. Ѳ. П. Бракъ есть
непреодолимая необходимость для человѣка
и для человѣческаго рода: это есть сила,
заложенная Богомъ въ первыхъ людяхъ,
праотцахъ нашихъ. Кто же можетъ стать
на пути этой силы? И Церковь не становится
противъ Богомъ благословеннаго стремле¬
нія и опредѣляетъ тайну брака въ Катихизисѣ
такъ: «тайна, ею же женихъ и невѣста отъ
чистыя любве своея... изволяютъ». Сущность
брака (вещество тайны) есть «сопрягающіеся
браку», форма бракосочетанія (видотвореніе
тайны) есть «оныя брачущихся глаголы, яко
по любви сопрягаются и обѣтоваются»; со¬
вершитель тайны (дѣйственникъ) есть Богъ
(Катих. больш. л. 391). Поэтому бракъ, т.-е.
произволеніе и обѣщаніе супруговъ, долженъ
почитаться законнымъ, гдѣ бы онъ ни былъ
совершенъ. Бракъ, гдѣ бы онъ ни былъ со¬
вершенъ, признается законнымъ и нерастор¬
жимымъ, кромѣ одного только прелюбо¬
дѣянія. Это единственный поводъ къ растор¬
женію брака. Ничто другое: ни перемѣна
вѣры однимъ изъ супруговъ, ни жестокое
обращеніе, ни нищета,—не могутъ оправдать
расторженіе брака (Никонъ Черныя Горы
л. 94 об. О женѣ Златоустъ на зач. 198 посл.
апост. л. 724). Что же касается того, принимать или не при¬
нимать вѣрную часть въ смѣшанномъ бракѣ
на покаяніе, то ясно говорится въ Зонарѣ (л. 81 об.): «Аще мужъ вѣренъ, а жену невѣрну
имать, и не хощетъ тая жена увѣриться, или
жена вѣрна, а мужа невѣрна имаетъ, и не
хощетъ мужъ той ввѣритися, о семъ не
имамъ что глаголати, обаче якоже писахомъ
многажды, яко не подобаетъ вѣрну христіа¬