Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

Содержание
OCR
— 34 — каются, принося плодъ покаянія достой¬
ный. Горшаковъ, А. Н. Возлюбленные
отцы духовные и братіе во Христѣ. Всѣ вы,
сотрудники, уподобляетесь пчеламъ, соби¬
рающимъ съ каждаго цвѣтка медъ для того
улья. Вы ясно сказали, что брадобритіе, та¬
бакокуреніе, винопитіе—запрещены. Но ну¬
жно различать, случайно ли совершенъ грѣхъ
или обдуманно. Если случайно—это есть
грѣхъ, а если человѣкъ зналъ, на что идетъ
и считалъ, что это не грѣхъ,—это есть уже
ересь. Возьмемъ для примѣра: взяли чело¬
вѣка въ военную службу, онъ тамъ поневолѣ
долженъ шить по чужимъ обычаямъ: и мір-
щится, и чай пьетъ,- и бороду брѣетъ. Это
грѣхъ, а не ересь. Другой примѣръ. Дѣти ваши пошли на
работу; тоже вездѣ соблазнъ. Нужно такого
простить, не виноватъ онъ, случайно согрѣ¬
шилъ и кается. Я съ россійскаго Собора долженъ пріѣхать
въ домъ и сказать, что я слышалъ и что меня
поняли возлюбленные во Христѣ братіе,
собравшіеся со всѣхъ концовъ Россіи. И.вановъ Г. Е. Ересь—слово грече¬
ское, въ русскомъ переводѣ значитъ само¬
мнѣніе. Если мы скажемъ, что всякое на¬
рушеніе правилъ церковныхъ есть ересь, то
только въ томъ смыслѣ, если оно нару¬
шаетъ церковь, а если оно остается только
въ одномъ томъ согрѣшающемъ по вѣрѣ
братѣ, то это грѣхъ. Назвать грѣшника
еретикомъ весьма опасались и древніе учи¬
тели. Но грѣхъ вполнѣ можетъ перейти въ
ересь, если дѣлающій приметъ его за пра¬
вило, да и прочихъ къ тому убѣдитъ, тогда
въ такомъ нарушеніи правилъ и есть ересь,
но если христіанинъ впадаетъ въ грѣхъ,
сознаетъ себя неправымъ и старается вну¬
шить другимъ, что это грѣховно, то я считаю
грѣшникомъ. Святой Ѳеодоръ Студитъ (во вто¬
рой части письмо 215, вопросъ 10) говоритъ,
что запрещены тѣ міряне, которые подпи¬
сали ересь. Такъ же и брадобритіе многіе святые
отцы назвали ересью, и тѣхъ еретиками, которые осмѣлились подтвердить это за
право и законъ, какъ латины и прочіе та¬
ковые, которые признали брадобритіе за¬
коннымъ дѣломъ, поэтому писаніе называетъ
ихъ еретиками. Въ Служебникѣ Іосифа па-
тріархал. 621 говорится такъ: «Епифанію архі¬
епископу кипрскому евхитскою сію ересь
нарекшу, ибо отъ Константина царя Ковалина
и еретика се узаконено есть». Здѣсь пред¬
стоитъ слово не о томъ, какъ понимать
брадобритіе, ересь ли оно, или нѣтъ, ибо
это всѣмъ извѣстно отъ писанія, что ересь;
но мы должны обсудить только то, какъ
поступать отцамъ духовнымъ съ тѣми, ко¬
торые дѣлаютъ это зло. Я считаю по своей
совѣсти, что если въ брадобритіе братъ
впалъ, то онъ впалъ въ ересь, но доколѣ
онъ въ этомъ пребываетъ, то мы должны
усматривать, какъ онъ признаетъ это дѣло,
въ законъ или нѣтъ; если онъ признаетъ
это дѣло неправымъ, но слабости ради или
нерадѣнія дѣлаетъ и кается, то мы отцы
должны его увѣщавать, уговаривать, елико
сила есть, но еретикомъ отнюдь не называть,
какъ насъ учитъ апостолъ Павелъ въ по¬
сланіи 213-мъ зачалѣ къ галатомъ, гдѣ гово¬
ритъ: Братіе, аще впадетъ человѣкъ въ нѣ¬
кое прегрѣшеніе, вы, духовніи, исправляйте
таковаго духомъ кротости». И Потребникъ
Большой въ концѣ исповѣди въ поученіи
говоритъ: не властію учити, но кротостію и
любовію, еже бо со гнѣвомъ и яростію учи¬
ти, или обличати, не оного есть грѣха из-
бавити, но себе въ грѣхъ вложити, а оного
во уныніе; ты же уврачуй согрѣшающаго
тихостію, и прилежи ему, и воспоминай ему
согрѣшенія его, и къ добродѣтели возводи,
житіе покажи изрядно, слово подажць тихо,
и незазорно и несмутно и умоли и въ собо¬
рѣ, и наединѣ, и поплачи о немъ; и аще
послушаетъ, пріобрѣлъ еси брата своего.
Ащели не послушаетъ, попервѣмъ и вторѣмъ
наказаніи, возложи на Бога, той возможетъ
всѣхъ насъ вразумити. Непослушавый же
о своемъ согрѣшеніи къ Богу отвѣтъ дастъ,
ты же свое къ Богу совершилъ еси. Посе¬
му я считаю нужнымъ возложить эту обя¬