Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

Содержание
OCR
— 23 — даже выше священниковъ, ибо священникъ
не имѣетъ той власти, какая дается отцу
духовному. Наши отцы духовные имѣютъ власть вя¬
зать и рѣшать, почему и носятъ благодать. Румянцевъ, Ѳ. Ѳ. Сущность вопроса
въ томъ, какъ признавать отцовъ духовныхъ
простецами или непростецами? Если они не
простецы, то они священники, середины-то
вѣдь нѣтъ! Здѣсь читаютъ вначалѣ: настав¬
никъ простецъ, а въ заключеніе говорятъ:
не простецъ; начало съ концомъ не сходится.
Одно дѣло въ этомъ вопросѣ опредѣлить ка¬
ноническое положеніе наставниковъ въ Цер¬
кви, а другое опредѣлить ихъ права и обя¬
занности. Всѣ мы всегда признавали и при¬
знаемъ, что наставники наши имѣютъ право
крестить, принимать на исповѣдь, быть при
бракѣ, но изъ этого вовсе не слѣдуетъ, что
наставники наши по благодати непростецы.
Если мы просимъ у наставника благослове¬
нія при началѣ молитвы или какого-либо
дѣла, то этимъ опять-таки не приписываемъ
ему особой іерархической благодати, не ста¬
вимъ его выше простецовъ по благодати.
Это только христіанская обязанность ка¬
ждаго изъ насъ благословиться у старшаго.
И мы вѣруемъ, что Духъ Святый присут¬
ствуетъ при благословеніи, когда мы просимъ
его съ вѣрою. Такъ и при избраніи и благо¬
словеніи нашихъ наставниковъ на духовное
дѣло не сообщается избранному и благо¬
словленному какой-либо іерархической сте¬
пени или благодати. Онъ, какъ былъ просте¬
цомъ до избранія, такъ и послѣ него остается
простецомъ же. Наставники не могутъ при¬
своить себѣ чего-либо, что свойственно не
простецу, священнику, діакону. Мы не хо¬
тимъ отнять у нихъ то, что они имѣютъ право
совершать, но и опасаемся присвоить имъ
хоть малую часть того, чего простецы не
имѣютъ права касаться. По духовной сте¬
пени они простецы, а по избранію—выше
избравшихъ стоятъ, почетнѣе въ обществѣ,
такъ какъ имъ ввѣряется управленіе въ духов¬
номъ Отношеніи такими же простецами со¬
гласно св. Писанія. Предсѣдатель. Здѣсь усиленно на¬
стаиваютъ на тойъ, чтобы признать за нашими
Наставниками и отцами духовными особую
благодать, которая должна имъ дать преиму¬
щества древняго священства въ Церкви. Такъ
какъ іерархія священныхъ лицъ по пророче¬
ству разсыпалась и Церковь осталась безъ
пастырей, то слѣдовательно и священныя
степени отпали. И если кто, кромѣ хиротони¬
санныхъ, будетъ именовать себя священнымъ
лицомъ, то на это есть запрещеніе, бояться
надо этого запрещенія. Епископъ Павелъ
Коломенскій за древлее благочестіе былъ
сосланъ патріархомъ Никономъ въ мона¬
стырь на Онежское озеро, гдѣ онъ поучалъ
окрестныхъ жителей оставаться твердыми
въ своей вѣрѣ, заповѣдывалъ не прини¬
мать отъ Никоновской церкви никакихъ
таинствъ и священнодѣйствій, и утвер¬
ждалъ, что не только священники, кото¬
рые были тогда, но и иноки и простые
мужи могутъ удовлетворять духовныя ну¬
жды. За смертію руководителей изъ свя¬
щенниковъ въ составѣ Церкви остались
одни міряне, которые имѣя благодать св.
крещенія, совершали таинство крещенія,
таинство покаянія и таинство брака, но
оставались мірянами. Сусловъ, С. А. Кто у насъ наставники?
Отвѣтъ ясенъ наставники наши такіе же
братіе, какъ и мы. Не пастыри, не свя¬
щеннодѣйствующія лица. Нѣкоторые боятся
какъ бы не потерять преимуществъ, которыя
у нихъ есть теперь. Но они ошибаются. Права
ихъ не отнимутся и почетъ имъ всегда будетъ.
Но, если они хотятъ быть больше, я скажу
имъ словами Христа, кто хочетъ быть больше,
пусть будетъ всѣмъ слуга. Предсѣдатель. Я считаю вопросъ
исчерпаннымъ и предлагаю принять такое
рѣшеніе: Наставники или духовные отцы и
руководители, стоящіе во главѣ хри¬
стіанскихъ приходовъ, должны почи¬
таться, какъ неимѣющіе священнослу¬
жительской степени, простецами.