Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

Содержание
OCR
21 — Мы ихъ избираемъ, какъ борцовъ духовныхъ,
которые должны защищать Законъ Божій,
обличать насъ и вести насъ къ дверямъ Цар¬
ства Небеснаго. Смотрите Священное Писа¬
ніе: оно намъ помощникъ, а мы его исполни¬
тели на всегда. Мы должны учиться, а что
не достаетъ, Господь дастъ разумъ. Свѣтъ не
оставляется подъ спудомъ и отецъ духовный
долженъ свѣтиться, ибо онъ благословленъ
отъ Бога и мы вѣруемъ, что отецъ духовный
есть неприкосновенное лицо для всѣхъ мі¬
рянъ. Онъ долженъ отдѣляться и жизнію и
чистотой, вести духовное дѣло и себя соблю¬
дать не такъ какъ мірянинъ, который можетъ
многое и забыть, вечерню и утреню напримѣръ
и ему это простится, а отецъ духовный за¬
ботится о душѣ человѣческой и поэтому его
нельзя считать на одномъ положеніи съ міря¬
ниномъ, ибо ему даровано свыше право рѣшать
и вязать другихъ. ^Мы должны уставить отдѣльное званіе для
отца духовнаго, ибо онъ не мірянинъ. Самаринъ, В. М. По отношенію па¬
стырей и отцовъ духовныхъ я скажу, что
имъ поручено владѣть ключами спасенія,
права ему дарованы свыше. Онъ—отецъ ду¬
ховный. Уважаемый предсѣдатель доказалъ
ясно, что священство пало и Церковь оста¬
лась безъ іерарховъ. Въ бѣдствующее время
Церковь скрывалась въ пустынѣ, въ горахъ
и имѣла пастырей простыхъ изъ иноковъ.
Антоній Печерскій, не будучи священникомъ,
собралъ братію, устроилъ монастырь и ска¬
залъ: изберите себѣ игумена и я вамъ бла¬
гословлю его. Павелъ Коломенскій сказалъ:
«и будетъ мое благословеніе на васъ». Въ виду
этого, я считаю, что такое благословеніе,
какъ благословеніе Антонія Печерскаго, су¬
ществуетъ во всѣхъ монастыряхъ и такое
благословеніе существуетъ и на отцахъ на¬
шихъ. Дубковскій, И. А. Намъ высказы¬
вали здѣсь, что мы получаемъ благодать Св.
Духа только при крещеніи, а я со своей сто¬
роны нахожу, что мы благодать Св. Духа
можемъ получить и вторично. Когда же имен¬
но? Св. Апостолы получили благодать св. Духа при св. крещеніи, но Христосъ ихъ не отпу¬
стилъ, а повелѣлъ «сидите, дожидайтесь,
дондеже облечетесь силою свыше». При из¬
браніи гласомъ народа—гласомъ Божіимъ,
наши отцы духовные и получаютъ эту особую
благодать. Если мы скажемъ, что отцы ду¬
ховные не имѣютъ той благодати, то при по¬
ставленіи ихъ не требуется и благословенія.
Но преданіе нашихъ предковъ искони тре¬
буетъ, чтобы отцы духовные имѣли благосло¬
веніе на отечество. Я думаю, что если мы это
преданіе нарушимъ, то это будетъ противно
нашимъ же древнимъ обычаямъ. Я со своей
стороны хотѣлъ выразить мнѣніе, что отцы
духовные получаютъ особую благодать при
избраніи и при благословеніи. Если они
будутъ лишены этого, то и не будутъ вправѣ
благословлять другихъ на духовныя дѣла. Розановъ, Н. М. Все здѣсь сводится
къ тому, чтобы отцовъ духовныхъ не считать
простецами. Я вполнѣ присоединяюсь къ
почтеннѣйшему И. А. Дубковскому что на¬
ши отцы духовные получаютъ, по благосло¬
веніи отца духовнаго, преемственно переда¬
ваемую благодать на управленіе Церковью,
которую могутъ передавать другимъ по сло¬
ву бл. Іеронима: «Какъ получилъ кто, что
отъ кого, такъ и можетъ дать». (Творенія, ч. 4 с. 70 изд. 1880 г. Тоже говоритъ Тер-
туліонъ въ Твореніяхъ с. 192 изд. 1892 г.). Когда выбираютъ отца духовнаго—это го¬
лосъ народа—гласъ Божій, но и благословеніе
отеческое нужно взять отъ отца духовнаго и
л это благословеніе даетъ невидимую благо¬
дать, что подтверждается Писаніемъ Я считаю долгомъ указать, что если наши
отцы духовные, такіе же простецы, какъ и
міряне и не имѣютъ благословенія, то для
чего же мы говоримъ: благослови отче.
Отецъ духовный, избранный народомъ и бла¬
гословленный отцомъ духовнымъ, есть прави¬
тель Церкви, онъ—руководитель, къ нему
слѣдуетъ обращаться со всякимъ дѣломъ,
подчиняться ему, и отъ него искать разрѣше¬
нія и прощенія во грѣхахъ. На основаніи
этого мы высказываемъ свое мнѣніе, что отцы
духовные—духовные пастыри, а не простецы.