Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

Содержание
OCR
исправленія ихъ; 3) недуховные члены общи¬
ны не могутъ вмѣшиваться въ духовныя
дѣла Наставника и должны имѣть послу¬
шаніе ему во всѣхъ выше сказанныхъ дѣлахъ
духовнаго порядка. Румянцевъ, Ѳ. Ѳ. Поставленъ во¬
просъ, какую редакцію рѣшенія Перваго
Собора о Наставникахъ изъ двухъ прочитан¬
ныхъ здѣсь считать правильной. Одна гово¬
ритъ, что наши Наставники—простецы, а
другая—что они выше простецовъ. Чтобы
подойти къ этому вопросу съ вѣрнаго пути,
надо обратить наши умственные взоры въ
далекое прошлое и спросить, какъ случи¬
лось, что Церковь осталась безъ священныхъ
чиновъ, Это не простая случайность, а пред-
рѣченное пророками великое міровое событіе.
Богъ говоритъ черезъ пророка Захарію: «Мечу,
востани на пастыря моего и на мужа гражда¬
нина моего, глаголетъ Господь Вседержитель:
порази пастыря и расточатся овцы стада;
наведу руку мою на малыя» (гл. 13, ст. 7).
Ѳеодоритъ Кира-града епископъ такъ тол¬
куетъ эти слова пророка: «Сущность словъ
сихъ состоитъ въ томъ, что Господь прежде
нежели приведетъ Церковь свою въ совер¬
шенный порядокъ, нанесетъ тягчайшіе удары,
ибо и пастырей ея поразитъ и весь народъ
разсѣетъ.... Единственное число полагаетъ
здѣсь (пророкъ) вмѣсто множественнаго, ибо
разумѣетъ весь пастырскій чинъ вообще;
подъ именемъ гражданина означаетъ сотруд¬
ника или соучастника, которымъ именемъ
Богѣ безъ сомнѣнія украшаетъ тѣхъ же па¬
стырей: ибо посредствомъ ихъ управлялъ на¬
родъ, яко же бо цари и судіи и всѣ сущій
во власти прилично нарицаются слугами
Божіими, тако и пастыри именуются сообщ¬
никами его, поелику содѣйствуютъ ему тру¬
дами своими въ созиданіи Церкви. Богъ
единъ есть верховный пастырь, но употре¬
бляетъ и служителей къ совершенію дѣла
своего, сія есть причина, чесо ради пастыри
нарицаются общникамй Божіими, или по
слову Павлову споспѣшниками; ибо по союзу
съ Богомъ споспѣшествуютъ и содѣйствуютъ
ему. Рекше убо: Мечу востани, порази па¬ стыря, вскорѣ присовокупляетъ: и расто¬
чатся овцы стада, здѣ наипаче замѣтить
должно то, что самый достовѣрный знакъ па¬
денія и погибели народовъ есть сей, когда
пастыри отъемлются отъ Церкви (конечнѣ)
и Богъ, когда хощетъ сохранить насъ, обык¬
новенно употребляетъ оружіе сіе, то есть
посылаетъ (отъ людей) вѣрныхъ (вмѣсто)
пастырей, которые бы могли ученіемъ своимъ
управлять кормило Церкви, а ихъ управляетъ
Самъ Духомъ Своимъ Святымъ, дабы бодр-
ственно стояли на стражѣ. За симъ слѣдуетъ:
и наведу руку мою на малыя. Здѣсь подъ
именемъ малыхъ разумѣются люди смирен¬
ные и кроткіе, а чрезъ наведеніе руки озна¬
чается Божіе покровительство и милость,
ибо какъ благочестивые, слыша, что пастыри
ихъ поражены будутъ, и народъ имѣетъ
быть подобенъ расточенному стаду, могли
ослабѣть духомъ или еще во отчаяніе придти
или впасть: сего ради пророкъ предваряетъ,
свидѣтельствуя, что рука Божія будетъ по¬
кровительствовать имъ. Сія суть сущность
мѣста сего» (Отъ толкованія блаженнаго Ѳео¬
дорита епископа Кирскаго на пророка Заха¬
рію, книга 6, глава 13, листъ 164, оборотъ).
Черезъ пророка Богъ предваряетъ людей,
что настанетъ время, когда пастыри будутъ
поражены, когда Церковь останется безъ
пастырскаго чина, и говоритъ: «тогда наведу
руку мою на малыя», т. е. по теперешнему
сказать: «благословлю простецовъ Церкви,
не имѣющихъ священной хиротоніи на упра¬
вленіе ею». Когда же настало это время?
Мы не видимъ такого печальнаго событія въ
исторіи православной Церкви до 1666 года,
когда всѣ православные іерархи, т.-е. весь
православный пасторскій чинъ, впалъ въ
горькія ереси и пораженъ Богомъ до конца.
Что же было дѣлать стаду, оставшемуся безъ
пастырей? Блаженной памяти предки наши
пережившіе это горестное время, не пошли за
пораженными пастырями, а положились на
обѣтованіе Божіе, что Богъ наведетъ руку на
малыя и стали подъ руководительство изби¬
раемыхъ изъ стада вѣрныхъ хотя и малыхъ,
но достойныхъ людей. Эти «малые» не дѣ¬