Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

Содержание
OCR
брачные сговоры и сочетанія рабовъ въ яашенъ государствѣ, надъ димн не совершается
однакоже при этомъ и церковнаго благословенія, потому что господа ихъ боятся соче-
тавать своихъ рабовъ брачнымъ между ними союзомъ съ церковнымъ благословеніемъ^ дабы та¬
кимъ образомъ вмѣстѣ съ этимъ они не получили н освобожденія. То и другое моя царская власть признала требующимъ надлежащаго исправленія и поэтому
издала настоящее постановленіе, чтобы противъ рабовъ, отъискявающихъ освобожденія, не имѣло
силы встрѣчное свидѣтельство противной стороны. Оно прибавляетъ также, что и церковное благословеніе должно быть совершаемо
не у свободныхъ только, но и у рабовъ, и что бракъ не иначе бываетъ н почитается
законнымъ и достойнымъ христіанскаго званія, какъ тогда, когда сочетавающихся соединяетъ цер¬
ковное благословеніе. Ибо... нелѣпо было бы... (если бы) свободные сочетавались бракомъ между
собою, будучи соединяемы предварительно божественною молитвою, а рабы должны быть
лишены такого блага и не должны призывать Бога для благословенія ихъ соеди¬
ненія, или должно бояться, чтобы не потерпѣлъ ущерба въ своемъ господствѣ господинъ .ихъ,
и не лишился этого госиодства надъ ними, если бы захотѣлъ прнзвать Бога для благо¬
словенія брака ихъ. Но это не имѣетъ правильнаго основанія, напротивъ, разумна и до¬
стойно христіанскаго званія, чтобы церковное благословеніе необходимо имѣло дѣйствіе и надъ
рабами... и поелику сіе справедливо такимъ образомъ и для пользы постановлено, то великой
твоей святынѣ (патріарху) должно сдѣлать это извѣстнымъ повсюду во святыхъ церквахъ, дабы
предстоятели ихъ... поставили въ извѣстность всѣхъ въ подвѣдомыхъ имъ епархіяхъ, что сочета-
вающіе рабовъ безъ церковнаго благословенія не боголюбезный бракъ устролютъ, но утверждаютъ
блудное смѣшеніе, ибо всѣ тѣ, которыхъ [не сочетаваетъ Богъ, призываемый чрезъ
церковное благословеніе, сходятся на грѣхъ, и если будетъ донесено, что кто-нибудь отъ
сего времени это дѣлаетъ такъ, то пусть знаютъ господа, что они не только подвергнутся Боже¬
ственному гнѣву, но и лишатся своихъ рабовъ, которые будутъ отпущены на свободу... А поелику
и ранѣе уже были заключаемы браки между лицами, находящимися въ рабскомъ состояніи, и эти
браки совершались согласно неправильному обычаю, бывшему въ силѣ до настоящаго врененн, то
должно быть церковному благословенію я на таковыхъ бракахъ, дабы чрезъ него, хотя уже н
поздно, они получили значеніе честнаго брака, ибо указанныя выше соображенія должны имѣть
дѣйствіе и при такомъ бракѣ “*). Новелла императора Алексѣя Комнина, какъ видимъ, не имѣла цѣлью установить
и не установила церковнаго вѣнчанія, а только предписывала господамъ соединять сво¬
ихъ рабовъ бракомъ, а не простымъ плотскимъ смѣшеніемъ, какъ было до того времени.
Рабы въ римской имперіи съ древнѣйшихъ временъ не считались правоспособными даже
и къ брачному союзу не только со свободными, но и между собою, ихъ взаимныя со¬
единенія не назывались браками и никакого значенія не имѣли. Вотъ этотъ то порядокъ
подъ вліяніемъ христіанскихъ взглядовъ Алексѣй Комнинъ постановилъ отмѣнить. Но¬
велла узаконяетъ, что рабы имѣютъ право вступать въ брачный союзъ, который прі¬
обрѣтаетъ такую же силу, какъ и браки свободныхъ людей, если заключается пу¬
блично въ церкви передъ священникомъ, который благословляетъ и удостовѣряетъ брако¬
заключеніе, и что при этомъ рабы не дѣлаются свободными, но остаются рабами. Въ новеллѣ церковное благословеніе означаетъ не тайнодѣйствіе церковное, но при¬
званіе Бога для благословенія соединенія и опредѣленно указывается, что брачущихся
сочетаваетъ Богъ, а Церковь даетъ благословеніе, о священникахъ же не говорится ни
слова во всей новеллѣ, изъ чего видно, что священникъ при бракѣ являлся лишь какъ
свидѣтель, а не какъ совершитель бракозаключенія. *) Трехтолковая коркчая, толк, Валсамона, 85 пр. Шестого Вселенскаго Собора, стр. 314—317. -