Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

Содержание
OCR
— 256 — благословеніе, данное первымъ людямъ, потеряло силу въ Церкви новозавѣтной, и будто
бы оно дано вновь въ церкви новозавѣтной только священнослужителямъ Церкви. Изъ свидѣтельствъ мы видимъ, что Божіе благословеніе вѣчно и неизмѣнно и дано
оно всѣмъ, а не только христіанамъ, ибо невѣрные, язычники и еретики, не находятся
въ церкви, но законный и честный бракъ имѣютъ по Божію слову. Далѣе моимъ собесѣдникомъ приводилось правило 87 Василія Великаго въ томъ
смыслѣ, что будто бы Божіе благословеніе брака «раститеся и множитеся» потеряло
свою силу въ церкви новоблагодатной и что будто бы это Божіе благословеніе можетъ
повести къ тому, что будутъ разрѣшаться браки между братьями и сестрами, каковые
браки въ церкви новоблагодатной даже и не приходятъ въ мысль христіанину. Посмотримъ, что имѣетъ въ виду на самомъ дѣлѣ пр. 87 Василія Великаго. Въ
немъ разрѣшался вопросъ, можно ли христіанину по закону Моисееву (кн. Левитъ)
брать въ супружество жену умершаго брата. Василій Великій на это отвѣчаетъ: „на сіе
прежде всего то реку, яко едина законъ глаголетъ, сущимъ въ законѣ глаголетъ", и что не
должно по своему хотѣнію, то прибѣгать къ закону Моисееву, то къ Христову, смотря
по обстоятельствамъ жизни. Мы съ этимъ глубоко согласны, но Божіе благословеніе
брачнаго союза считаемъ не закономъ Моисеевымъ, но закономъ Божіимъ, вѣчнымъ и
непреложнымъ, и видимъ Божіе благословеніе не въ томъ только, чтобы расти и мно¬
житься, что дано Богомъ и всѣмъ животнымъ, но въ обѣтованіи данномъ Богомъ одному
человѣческому роду: „нс док|іо сытн чслок'Ьк# сдином#* соткормъ слгі? помощника по
нему... иго ^ддн остлкнтг человѣкъ ОТЦА г коего и МАТС^Ь н ПЦНЛ'кпИТГА К Ъ ЖІН'Іг гкоей и
К^ДСТА дкд кг ПЛОТА еднн#4'4'. (Бытія, 2; 18 и 24). Этимъ благословеніемъ человѣческій родъ отличенъ отъ животныхъ; человѣку Богъ
даетъ не только плотскую сожительницу, только ради дѣторожденія, а «помощницу по
нему» для жизни нераздѣльной по духу и плоти, таинственно претворяетъ два существа
въ одно духовное цѣлое. Поэтому дѣйствительно «достойно смѣха» если бы кто-либо
сталъ, основываясь на словахъ «раститесь и множитесь», жить, какъ живутъ звѣри и
совокупляться безъ всякаго порядка. Если первые люди и соединялись бракомъ въ за¬
прещенныхъ теперь степеняхъ родства, то это было тогда необходимо, такъ какъ тогда
не было множества людей, какъ говоритъ Зонара, толкуя пр. 87 Василія Великаго
(с. 400 греческой Кормчей). Мы брачный порядокъ не только не отвергаемъ, но и до
сего дня сохраняемъ неизмѣнно по уложенію церкви Христовой, но брачный порядокъ
касается, какъ я уже говорилъ, общественнаго положенія супруговъ, ихъ возраста, род¬
ственныхъ связей, времени и мѣста бракозаключенія и пр., но не существа Божіяго
благословенія. Существо брака вѣчно и неизмѣнно лежитъ въ Божіемъ благословеніи,
брачные же порядки измѣняются сообразно времени и мѣсту и другимъ преходящимъ
обстоятельствамъ жизни человѣческаго рода. Такимъ образомъ, свидѣтельство это приведено моимъ собесѣдникомъ безъ всякой
связи съ темой бесѣды. Что же касается смысла словъ апостола: «имущіе женъ, яко не имущіе будутъ», то
Златоустъ въ книгѣ о дѣвствѣ такъ разъясняетъ ихъ: „Если же кто хощетъ яснѣе познати,
что есть, имущему жену не нмѢти, тотъ о неимущихъ да помышляетъ, яко о распятыхъ, въ како¬
вомъ обрѣтаются они состояніи. Оии не ямѢютъ нужды покупать множества рабынь, ни златыхъ
одеждъ, ни драгоцѣнныхъ ожерельевъ, ни великолѣпныхъ домовъ и огромныхъ ниже толико де¬
сятинъ земля, но вся сія оставивше, пекутся токмо о единомъ одѣяніи и пищѣ. Можно и иму¬
щему жену управляти себя правилами сего любомудрія". (Поуч. Златоуста, м. 74),