Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

Содержание
OCR
— 13 — повѣди Христовѣ» (Малый Ка¬
тихизисъ, ученіе о собраніяхъ
церковныхъ, л. 32-—3 3). Ісусъ Христосъ сказалъ въ Евангеліи:
«Созижду Церковь Мою и врата адовы не
одолѣютъ ю», обѣщалъ послать Духа Свя¬
таго Утѣшителя, который пребудетъ съ нами
во вѣки и будетъ наставлять насъ на всякую
истину и Самъ пребываетъ съ нами до скон¬
чанія вѣка, поэтому Церковь, хотя и не
имѣетъ теперь священныхъ чиновъ, осталась
та же и въ настоящее время также судить,
какъ и прежде, и соборы въ настоящее время
имѣютъ такое же значеніе какъ и въ древ¬
ности. Мнѣніе мое таково, что и въ на¬
стоящее время соборныя постановленія
имѣютъ каноническую силу и значеніе и
обязательны для всей Церкви. Полыгаловъ, П. В. Обязательно
должны исполняться только тѣ постановле¬
нія нашихъ Соборовъ, которыя основаны на
святоотеческихъ завѣщаніяхъ. Если окажутся
постановленія противозаконныя, то долженъ
быть созванъ второй Соборъ. Но въ край¬
немъ случаѣ можно разобраться своей со¬
вѣстью, чему послѣдовать и что отвергнуть
На это мы имѣемъ указанія въ 71 г. кн.
«Кормчей». Если мы Соборне постановимъ неправильно,
то и мы за это подвергнемся анаѳемѣ. Прянишниковъ, В. П. Въ настоя¬
щее время Соборъ есть голосъ Соборной
Церкви и его постановленія, которыя выте¬
каютъ изъ современной жизни нашей, должны
быть обязательны для всѣхъ только тогда,
когда будутъ рѣшены единогласно. А тѣ во¬
просы, по которымъ мнѣнія раздѣлятся,
должны быть перенесены на слѣдующій Со¬
боръ Всероссійскій. Сидоровъ, Е. А. Вопросъ исчерпанъ,
все объяснено — соборы обязательно нужны
для Церкви. У насъ есть въ настоящее время
такія причины, которыя не предусмотрѣны
были на прежде бывшихъ Соборахъ. Гово¬
рятъ, кто долженъ судить постановленія Со¬
бора? Соборъ никто кромѣ Собора не можетъ,
конечно, судить. Но если паче чаянія, на Соборѣ послѣдуетъ какое-либо нарушеніе св.
правилъ, то, конечно, постановленіе не будетъ
обязательно. Это случалось и раньте, были
соборы, которые постановленія соборныя на¬
рушали. Предсѣдатель. Вопросъ занялъ мно¬
го времени, но по милости Божіей пришелъ
къ окончанію и я твердо понимаю и вы, до¬
рогіе, поняли и увѣрены, что другого понятіи
не могло быть и другого суда не можетъ быть,
какъ только тотъ Судъ, который Господь по¬
ложилъ въ своей Церкви. Онъ сказалъ: со¬
зижду Церковь и врата адовы не одолѣютъ ее.
Церковь Христова едина, а зиждитель ея
одинъ Ісусъ Христосъ, слѣдовательно глава
Церкри Христосъ и судья Церкви Христосъ.
Всякій, кто противъ Церкви, кто противъ
ученія Христа, не есть судья, хотя бы онъ
былъ и митрополитъ или патріархъ. Хри¬
стосъ пребываетъ въ Церкви и Онъ глава ея.
Церковь есть тѣло, а тѣло это находится
подъ единой главой. Соборъ составляетъ
собою тѣло, и въ этомъ тѣлѣ одна глава
Христосъ. Соборъ управляется христіанами,
рѣшеніе Собора есть рѣшеніе Церкви Хри¬
стовой, устами говоритъ народъ, но этими
устами двигаетъ Христосъ. Если съ нами пребываетъ св. Вѣра, не¬
сомнѣнно и Христосъ съ нами пребываетъ. Смертный человѣкъ на Соборѣ говоритъ
своими смертными устами, но силу указы¬
ваетъ и проявляетъ не свою, а самого Христа
и св. апостоловъ и св. вселенскихъ Соборовъ.
Не можетъ быть судьей въ обществѣ одинъ
человѣкъ, а судья Церковь Христова, т.-е. Со¬
боръ. Нѣтъ Церкви—нѣтъ и суда. Есть Цер¬
ковь—есть и судъ. Изъ этого истекаетъ
необходимость—собираться, какъ одинъ чело¬
вѣкъ, въ едино тѣло, въ единъ духъ! Соборы
необходимы и кромѣ Собора другого судьи
въ Церкви Христовой нѣтъ. Итакъ, дорогіе
братіе, объявляю этотъ вопросъ исчерпа-
нымъ. Ануфріевъ, Н. П. Позвольте пред¬
ложить на ваше утвержденіе проектъ рѣ¬
шенія по данному вопросу. Прошу выслу¬
шать каждое слово внимательно.