Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

Содержание
OCR
— 243 Какъ бы впрочемъ ни было, но изъ всего вышесказаннаго очевидно, что поморцы отнеслись къ
новоженамъ снисходительнѣе, чѣмъ Ѳедосеевцы. И это естественно. Вопросъ о бракѣ былъ поднятъ между поморцами еще раньше, чѣмъ началъ свое ученіе
Алексѣевъ и хотя усилія Вышатина въ пользу брака не увѣнчались успѣхомъ, но все же его ум¬
ныя рѣчи объ этомъ предметѣ на Соборѣ (1706 г.) Выгорѣцкихъ старѣйшинъ не могли пройти
безслѣдно и не могли быть скоро забыты Поморцами» 1). Слѣдовательно бракопризнаватели были въ Выгорѣцкомъ обществѣ и въ 1706 году
и въ 1792 году. Поэтому нельзя утверждать, чтобы отверженіе брака было установлен¬
нымъ и всѣми признаннымъ ученіемъ Поморскаго общества, какъ хочется установить
моему собесѣднику. Соборъ 1792 года былъ почти 100 лѣтъ спустя послѣ нашего раздѣленія съ Ѳедо-
сеевцами и уже по этому одному на него нельзя указывать. Соборъ 1792 г. чисто слу¬
чайное и подверженное сомнѣнію явленіе. Ни до него, ни послѣ мы не видимъ ничего
подобнаго въ Поморскомъ обществѣ по всей Россіи. Что Андрей Денисовичъ ставилъ дѣвство выше брачной жизни, то въ этомъ еще
нѣтъ ничего такого, чему учатъ Ѳедосеевцы. Одно дѣло дѣвство сохранять—другое дѣло
бракъ отрицать. Дѣвство можетъ быть только при существованіи брака. Мой собесѣдникъ не разобралъ приведенныхъ мною свидѣтельствъ, что Выговская
пустынь послѣ Собора 1792 г. вполнѣ примирилась съ Василіемъ Емельяновичемъ, а Ѳео¬
досій Васильевичъ съ Андреемъ Денисовичемъ не примирялись и что слѣдовательно
Поморцы съ Ѳедосеевыми не составляютъ и не составляли никогда единаго тѣла Цер¬
ковнаго. Ѳедосеевцы оторвались отъ Церкви Христовой и понынѣ блуждаютъ внѣ ея. Пр. Смирновъ говоритъ: «Дѣло въ томъ, что произведя съ выговцами раздѣленіе въ 1706 го¬
ду, Ѳедосеевцы укрѣпились въ раздорѣ по возвращеніи въ Польшу; но самъ Ѳеодосій, будучи
въ Новгородѣ, входилъ еще въ сношенія съ Андреемъ Денисовымъ. Сказаніе гласитъ такъ: Егда
же прибывшу Андрею Денисовичу въ общежительство, послѣ бесѣды съ Ѳедосеевцами въ 1706 году
о семъ весьма горестно опечалившуся, слышавъ нечинное въ бесѣдѣ происшедшее разглагольство,
о чесомъ подвинулся самъ въ Новгородъ Ѣхать послѣ того временнаго раздѣленія два года прошедши.
И тамо, т.-е, въ Новгородѣ съ Ѳеодосіемъ Васильевичемъ всякое согласіе имѣлъ и вкупѣ съ нимъ
службу Богу приносили». Это было, какъ видимъ, только съ однимъ Ѳеодосіемъ. Но Ѳеодосій былъ посаженъ
въ тюрьму и не выходя изъ нея черезъ два года умеръ, а что послѣдовало съ Ѳеодо¬
сіин ами читаемъ ниже. «Между тѣмъ Ѳедосеевцы разсылали всюду письма съ обвиненіемъ Выговцевъ, объ этомъ
говорится въ данномъ посланіи: Нынѣ они не точію своего отъ нихъ зачатаго обычая держащеся,
древняго отеческаго не пріемлютъ, но и самые древніе чины у насъ не отъ себя зачатые возра¬
жаютъ и толь дерзостно расколотвореніе учинивши, еже послѣди въ письмахъ, всюду отъ нихъ
разсылаемыхъ, увы, прелестію гаждаютъ и равно съ Никоніаны отлучаютъ и, кто бы ихъ послу¬
шалъ, всѣмъ тако заповѣдуютъ» 2). Такъ гдѣ же здѣсь примиреніе Ѳедосеевцевъ когда въ конецъ они отлучились отъ
Поморцевъ? Я считаю излишнимъ повторять одно и то же нѣсколько разъ, но приходится все
время ставить моему собесѣднику на видъ то, что онъ не далъ до сихъ поръ отвѣта
на поставленный ему мною вопросъ: гдѣ первые Поморскіе отцы учатъ отвергать бракъ? 1) Проф. Нильскій. „Семейная жизнь въ русскомъ расколѣ", выпускъ 1, 1868 года, ст. 181 и 182. *) Смирновъ. „Споры и раздѣленія въ русскомъ расколѣ въ первой четверти ХѴПІ столѣтія", стр. 77. 16* *