Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

Содержание
OCR
— 221 — «Ибо собраніе званныхъ чрезъ вѣру къ освященію именуется у божественнаго Павла цер¬
ковію первородныхъ на небесѢхъ написанныхъ*. (Евр. %л. 12, ст. 23). Эта Церковь не прекратитъ своего существованія до скончанія міра и никакія гоненія,
никакія притѣсненія, никакія бури не могутъ одолѣть Церковь Христову, родъ вѣрныхъ
христіанъ. „ЯліИН^ АМНШ» ГЛАГОЛЮ КАМЪ„ АКО НЕ НМДТ6 П^ЕНТН рДЪ НН* ДОНДЕЖС КСА «А кУд^ТЪ. Небо н зсмла п^ндѴ'Г** слоша же моа не і^снд^тъ4'4'. (Марка зач. 62). Не изсякъ родъ христіанскій и не прекратила своего существованія Церковь Христова
и по отступленіи въ 1666 году всего священнаго чина Церкви. Историческія данныя свидѣ¬
тельствуютъ, что въ тѣ роковыя времена родъ христіанъ, оставшихся вѣрнымъ Вѣрѣ Христо¬
вой, долженъ былъ бѣжать, спасая себя и вѣру, въ отдаленныя глухія мѣста земли. Исторія
Выгпвской пустыни, которая сдѣлалась въ тѣ времена прибѣжищемъ роду христіанскому,
повѣствуетъ: „Егда грѣхъ нашихъ ради Никономъ патріархомъ премѢна благочестивыхъ святоотеческихъ
уставовъ учинися, бысть же сіе смущеніе отъ лѣта осмыя тысящи сто шестьдесятъ второго съ
Ніконова патріаршества. Отъ тогда противящійся Ніконову ново преданію и опасный хранитель
святоотеческихъ древнихъ содержаній священный архіерей и Божій человѣкъ Павелъ епископъ
Коломенскій.... съ безчестіемъ посланъ бяше въ заточеніе въ поморскую нашу страну, въ Олонец¬
кій уѣздъ, въ Палеостровскій монастырь идѣже нѣсколько время пребывъ, свободно поучаше народы, утвержая ити въ святоотеческомъ благочестіи”, (стр. 78 по изд. Кожанчинова). Родъ христіанъ, научаемый и утверждаемый Павломъ епископомъ, получилъ видимое
устройство въ Выгорѣцкомъ поморскомъ монастырѣ, основанномъ иноками Соловецкой
обители. „И тако сіе общежительство отъ соловецкія обители проистекшее есть*, говоритъ таже исто¬
рія (стр. 86). Наше христіанское общество и произошло отъ корени Выгорѣцкаго монастыря, отъ
истиннаго крещенія Церкви Христовой, и, слѣдовательно, сохранило въ себѣ апостольскую
преемственность и ученіе; общество же нашихъ собесѣдниковъ произошло послѣ 1792 года отъ
отлученнаго члена нашего общества Василія Емельянова, который впервые ввелъ въ Москвѣ
то ученіе, котораго держатся собесѣдники наши брачнаго согласія. Сошлюсь на исторію
Смирнова. «Согласіе пріемлющихъ^ браки возникло въ Москвѣ. Въ семидесятыхъ годахъ прошедшаго
столѣтія тамъ проживалъ мѣщанинъ Василій Емельяновъ, принадлежащій къ поморскому согласію...
Онъ сталъ проповѢдывать, что „бракъ честенъ*, и что за неимѣніемъ лицъ іерархическихъ, въ
безпоповщинѣ возможенъ бракъ „безсвященнословный*... Въ этомъ и заключалась вся новость
ученія Емельянова, новость, какъ очевидно было для самихъ раскольниковъ, настолько большая, что
ВыгорѢція потребовала Емельянова на судъ. Тамъ его заставили дать подписку (1792 г.), что
впредь не будетъ защищать безсвященнословвыхъ браковъ*. (Исторія русскаго раскола старообрядства
изд. 1895 стр. 1І8—119). Тоже подтверждаетъ пр. Нильскій въ своемъ трудѣ «Семейная жизнь въ расколѣ».
(С. П. Б. 1869 г. в. I, с. 220). Изъ этихъ свидѣтельствъ ясно видно, что до 1792 года существовали одни выгорѣцкіе
православные христіане, которые учили браковъ новыхъ, невѣнчанныхъ православнымъ
священникомъ, не признавать. Въ 1792 году Василій Емельяновъ, отлученный на Выгорѣц¬
комъ соборѣ за проповѣдь ученія о признаваніи браковъ, заключенныхъ безъ священника,