Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

Содержание
OCR
— 171 — Такъ было положено начало великому служенію Д. В. Батова церкви.
Узкая личная работа по изученію писанія уступила первое мѣсто удовле¬
творенію обширныхъ запросовъ жизни и духа цѣлаго общества христіанъ.
Новое служеніе открыло передъ Діонисіемъ Васильевичемъ иную область
^совершенно имъ неизслѣдованную,—это жизнь христіанина въ міру со всѣми
ея соблазнами, попирающими ученіе и правила церкви, со всѣми случайно¬
стями въ жизни, создающими то или иное затруднительное положеніе. Всѣмъ
нужно жить—существовать; нужно добывать средства къ жизни—работать,—
значитъ,—соприкасаться съ міромъ, видѣть и даже проходить мірское. Какъ
сохранить себя, какъ пройти черезъ грязь, не замаравши ногъ?. Бороться,
обходить—покупать чистоту цѣною новыхъ усилій, лишней тратой силъ.
Но если ихъ и такъ едва хватаетъ на то, чтобы заработать необходимое себѣ
и семьѣ! А если, къ тому же, другой слабъ силами и духомъ; если требованіе
терпѣнія подъ гнетомъ нужды породитъ въ немъ отчаяніе, толкнетъ его на
новый и еще болѣе ужасный грѣхъ! Какъ быть здѣсь, гдѣ выходъ и каковъ
онъ? А вѣдь какое безграничное разнообразіе всякихъ такихъ случайностей
въ жизни и каждая имѣетъ свой и только единственный правый выходъ, ко¬
торый нужно найти и дать. Дать необходимо, ибо это священный долгъ по
завѣту Спасителя «другъ другу тяготы носите». Вѣдь человѣкъ—высшее тво¬
реніе Божіе, одаренное разумомъ и безсмертной душой. Если смертному тѣлу
свойственно желать удобнаго существованія, то кольми паче безсмертную
душу должно хранить и соблюдать къ вѣчной жизни. Это великій долгъ ка¬
ждаго пастыря, каждаго учителя, каждаго кормчаго корабля—церкви. Его
и в)озЛо,жила жизнь на молодыя плечи Діонисія Васильевича. Чтобы быть
готовымъ къ отвѣтамъ онъ изучилъ уставы св. отцовъ о христіанскомъ житіи и
жизнеописанія святыхъ. Чтобы быть болѣе объективнымъ въ оцѣнкѣ совре¬
менной жизни онъ прочелъ не малую часть русской литературы, о чемъ сви¬
дѣтельствуетъ оставшаяся послѣ него библіотека. Такая исключительная
подготовка, обширная начитанность въ области религіозныхъ вопросовъ и
знаніе жизни создали ту популярность, какою Д. В. пользовался въ семи¬
десятыхъ годахъ, и то любовное уваженіе со стороны всѣхъ знавшихъ его лично. V. ' ' Въ то время (т.-е. около 1870 года) въ Ригѣ происходилъ соборъ старо¬
обрядцевъ, ' на который, какъ выдающійся знатокъ писанія, былъ пригла¬
шенъ и Діонисій Васильевичъ. Въ работахъ собора онъ принималъ дѣятель¬
ное участіе, выступалъ публично съ разъясненіями и получилъ еще большую
извѣстность. На соборѣ присутствовали представители г. Саратова. Позна¬
комившись съ Д. В., они стали просить его быть учителемъ въ открывающемся
у нихъ старообрядческомъ училищѣ. Согласиться—значило покинуть род¬
ной городъ и общество христіанъ; этого Д. В. сдѣлать не хотѣлъ и отка¬
зался. Спустя нѣкоторое время, уже по пріѣздѣ въ Тулу, онъ, наконецъ,
уступилъ усиленнымъ просьбамъ саратовцевъ и съ согласія своихъ единовѣр¬
ныхъ собратій рѣшилъ поѣхать въ Саратовъ на 5 лѣтъ, чтобы поставить дѣло.
Все общество со слезами провожало его.