Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

Содержание
OCR
— Ш — нымъ образомъ христіанами не имѣвшими іерархическихъ степеней въ на¬
шемъ смыслѣ этого слова,—пророками и учителями, т. е. мірянами имѣв¬
шими ревность и способности для служенія Церкви и благословленными на
это служеніе Церквію. Эти мирскіе служители Церкви исчезли сами по себѣ,
когда Церковь достаточно окрѣпла и уже имѣла въ своемъ распоряженіи
многочисленное сословіе такихъ же служителей съ іерархическими степенями
власти. Наше же время, когда такіе чины окончательно уничтожились въ
Церкви, естественно беретъ примѣръ въ жизни первыхъ христіанскихъ об¬
щинъ и снова, по необходимости, передаетъ дѣло управленія и учительства
въ руки членовъ Церкви мірянъ, которымъ даютъ уполномочія на это слу¬
женіе общему дѣлу отдѣльные приходы и общины. Соборъ такихъ уполно¬
моченныхъ, законносозванный и законнодѣйствующій, долженъ быть при¬
знанъ равнозначущимъ и равновластнымъ Соборамъ древней Церкви. Но въ наше время существуетъ и другой взглядъ на значеніе и власть
Соборовъ Поморскаго Общества, признающій за Соборами только лишь со¬
вѣщательное значеніе и разсматривающій постановленія Соборовъ не какъ
обязательныя для всѣхъ и каждаго рѣшенія, а какъ простые совѣты,
слѣдовать которымъ или не слѣдовать, зависитъ отъ рѣшенія каждой мѣст¬
ной общины*). Здѣсь, такимъ образомъ, мѣстныя общины, каждая отдѣльно,
признаются стоящими по пониманію и толкованію церковныхъ установленій
выше Собора, и разумѣніе и вѣра совокупности общинъ и приходовъ ста¬
вятся ниже разумѣнія и вѣры каждой отдѣльной общины. Проводя это по¬
ниманіе далѣе нужно будетъ признать, что и постановленія каждой отдѣль¬
ной общины не можетъ почитаться обязательными для ея членовъ, изъ
которыхъ каждый долженъ получить власть и право оцѣнивать постановле¬
нія общины на вѣсахъ своего несовершеннаго разума и придавать своему
рѣшенію свойство истинности, идя противъ общаго постановленія и дерзая
безъ помощи Церкви самовольно толковать и измѣнять преданія Церкви и
страдальцевъ за вѣру. Такое пониманіе Церкви, какъ собранія множества
отдѣльныхъ, самостоятельныхъ и неподчиненныхъ никакой высшей власти
членовъ ея, противорѣчитъ ученію о Церкви апостола Павла, какъ о еди¬
номъ тѣлѣ (1 Кор. 12, 12. Эфес. 4, 16), гдѣ всѣ части его соподчинены ме¬
жду собой, а всѣ вмѣстѣ, какъ единое цѣлое, отличное отъ воли, разума и
вѣры входящихъ въ ея составъ частей, подчинены общей, изъ нихъ же со¬
ставляемой, высшей власти, которой они движутся и предохраняются отъ
распаденія. Новѣйшее же понятіе, появившееся въ недавнее время въ Церкви, не¬
минуемо ведетъ къ распаденію церковнаго тѣла и поэтому должно быть
осуждено и отвергнуто. Особенно въ виду того, что такое понятіе ведетъ къ
постоянному отпаденію членовъ Церкви отъ праваго ученія и праваго пони¬
манія христіанства. Христіане непослѣдующіе соборному рѣшенію, не по¬
слѣдуютъ самой Церкви, а увлекаемые собственнымъ сужденіемъ, становятся, *) Примѣръ. Совѣщаніе духовныхъ отцовъ и лицъ свѣдущихъ въ св. Писаніи при С.-Петербург¬
ской христіанской общинѣ 21 мая 1912 г. Пунктъ 10. Рѣшенія Всероссійскаго собора подлежатъ ли
непремѣнному выполненію въ общинахъ, имѣющихъ своихъ представителей на Соборѣ, или могутъ
быть еще обсуждаемы? Совѣщаніе признало: «могутъ быть обсуждаемы'. (Щитъ Вѣры. Іюль 1912 г. с. 629).