Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

Содержание
OCR
— 126 — въ Церкви до 1666 года, не смущаясь отсутствіемъ въ ней іерархическихъ
чиновъ. Главной задачей Церкви является сохраненіе въ чистотѣ ученія
Христова, а для отдѣленія праваго ученія отъ неправаго установленъ въ
Церкви особый порядокъ рѣшенія такихъ вопросовъ путемъ Соборнаго об¬
сужденія и окончательнаго рѣшенія, обязательнаго для всѣхъ и каждаго,
желающаго быть въ единеніи съ Церковью. Поморское Церковное Общество
должно и обязано прибѣгать именно къ этому порядку рѣшенія общихъ
вопросовъ Церковной жизни. Теперь является вопросъ, какъ устроить этотъ Церковный порядокъ въ
Поморскомъ Обществѣ въ переживаемомъ нами послѣднемъ періодѣ суще¬
ствованія Церкви на землѣ, въ виду неимѣнія на землѣ чиновъ іерархіи,
изъ которыхъ составлялись до 1666 года церковные рѣшающіе Соборы. Предками нашими, переживавшими роковой 1666-ой годъ, вопросъ этотъ
разрѣшался въ томъ смыслѣ, что власть, данная въ Церкви Собору еписко¬
повъ перешла послѣ 1666 года къ Собору вѣрныхъ христіанъ, носителей
церковной благодати, и мы видимъ во весь періодъ времени существованія
Поморскаго Церковнаго Общества съ 1666 года и до нашихъ дней частые
и оживленные Соборы на Выгѣ, въ Москвѣ, въ Самарѣ и др. мѣстахъ. На соборахъ этихъ обсуждались и рѣшались вопросы вѣры и церков¬
наго устройства и создался тотъ порядокъ, которымъ мы въ настоящее
время живемъ въ Церкви. Порядокъ этотъ имѣлъ и имѣетъ въ основаніи ту
мысль, что разумъ и вѣра отдѣльнаго человѣка, какъ бы уменъ и опытенъ
онъ ни былъ и какую бы горячую вѣру ни имѣлъ, не можетъ руково¬
дить дѣлами всей Церкви; только законный Соборъ такихъ людей, общій
разумъ и вѣра Церкви, признавался истиннымъ и обязательнымъ для всѣхъ
и каждаго. Устанавливая такой вполнѣ законный порядокъ, предки наши
вѣрили, что благодать и власть, данныя Церкви Христомъ при ея учрежде¬
ніи, не покинули Церковь при лишеніи ея іерархическихъ чиновъ*, они ис-
повѣдывали себя въ Церкви живой благодатной, а не внѣ Церкви, или въ
церкви неблагодатной, т. е. мертвой-еретической. Они исповѣдывали, что
благодать отнынѣ не можетъ пребывать на отдѣльныхъ членахъ Церкви,
называвшихся чинами Церкви, а невидимо пребываетъ на всемъ Обществѣ
вѣрныхъ и что это общество имѣетъ благодать и право ставить и разрѣ¬
шать вопросы вѣры и жизни и дѣлать рѣшенія обязательными для каждаго
члена Церкви. При маломъ количествѣ членовъ въ Церкви на такихъ Собо¬
рахъ участвовали всѣ члены ея, при увеличеніи же ея состава и распростра¬
неніи Церкви по всей землѣ, Соборы составлялись изъ выборныхъ отъ от¬
дѣльныхъ мѣстныхъ общинъ и приходовъ. Такимъ образомъ благодать справед¬
ливости и мудрости переносится съ Общества на его уполномоченныхъ и
Соборы такихъ уполномоченныхъ являются такими же рѣшающими и обяза¬
тельными для Церкви нашего времени, какъ они были для Церкви древняго
періода. Сущность Соборовъ не измѣнилась съ измѣненіемъ ихъ состава. Такая практика находитъ себѣ подтвержденіе и основу въ практикѣ
Церкви первыхъ вѣковъ ея существованія, съ которыми во многомъ сбли¬
жается положеніе Церкви нашего времени. Мы знаемъ, что слово Христово поддерживалось и примѣнялось къ
жизни въ первые вѣка христіанства не только чинами іерархіи, но глав¬