Деяния Первого Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1909 г.

Содержание

ЧАСТЬ I

ЧАСТЬ 2

Телеграмма Собора на имя Государя Императора и ответ Государя

Приветствія Собору и адреса, поднесенные Председателю и Секретарю Собора

ГолосЪ Церкви (письма, присланныя ПредсоборнымЪ СовЬщаніямЪ)

ДокладЪ: О Церкви и ея ТаинствахЪ Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: О всепагубномъ антихристе Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: О святыхъ пророкахЪ Енохе и Илiе Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: ОбЪ антихристЪ и пророкахЪ И.И. Зыкова

ДокладЪ: О наставникахЪ и настоятеляхЪ Т.А. Худошина

ДокладЪ: О существе брака Т.А. Худошина

ДокладЪ; О таинствЪ св. крещенія въ простолюдинскомЪ состояніи Ф. П. Кондратьева

ДокладЪ: О таинстве покаянія вЪ простолюдинскомЪ состояніи Ф. П. Кондратьева

Брачный уставъ Московской Монинской моленной 1803 г. и канонЪ Всемилостивому Спасу, составленный Г. И. Скочковымъ

ДокладЪ: О брачномЪ каноне Г. И. Скочкова Д. В. Ватова

Брачный уставЪ Петербургской Общины

Докладъ: О старообрядческихЪ общинахЪ Д. В. Батова

Поморскій ответЪ сто пятый

Сообщенія

Постановленія Духовнаго Суда

Особыя мненія членовЪ Собора

ЧАСТЬ 3. Доклады по гражданским вопросамъ

ЧАСТЬ 4. Предсоборныя совещания

ЧАСТЬ 5.

ЧАСТЬ 6

OCR
присяги, но слово „клянусь* должно замѣниться
словомъ „обѣщаюсь*. Предоставлена свобода выбора
внутренняго вида храмовъ, будутъ ли то древне¬
русскія церкви или просто жилые дома. Страхова¬
ніе церкви допустимо. Праздничная работа для по¬
морцевъ разрѣшается, но праздникъ вмѣнено про¬
водить благочинно и богобоязненно. Вопросъ объ
увеселеніяхъ разрѣшенъ такъ: пѣсни и пляски на
брачныхъ пирахъ недозволимы и свадьбы должны
проходить благолѣпно и благочинно, а тѣ, кто про¬
водитъ время на гульбищахъ и игрищахъ подлежатъ
покаянію. По окончаніи соборнаго засѣданія предсѣдатель
произнесъ блестящую прощальную рѣчь, закончивъ
словами: „Христосъ былъ посреди насъ*. Съ пѣ¬
ніемъ стихеры „Святися,святися“ соборъ закончился. Собесѣдованіе безпоповцевъ съ полов¬
цами. Москва, 8 мая. Вчера въ политехническомъ музеѣ при перепол¬
ненной аудиторіи начались собесѣдованія начетчи¬
ковъ поморскаго согласія съ представителями по¬
ловцевъ, принимающихъ бѣлокриницкую іерархію.
Первая бесѣда касалась именно этой іерархіи. Со
стороны поморцевъ вкступилъ извѣстный начетчикъ
Л. Ѳ. Пичугинъ, отъ бѣлокриницкаго священства—
Ѳ. Е. Мельниковъ. Первый ораторъ совершенно отрицалъ правиль¬
ность принятія священства отъ бѣлокриницкой іерар¬
хіи. Въ 1666 году при патріархѣ Никонѣ все священ¬
ство впало въ ересь, и съ тѣхъ поръ утрачены для
церкви истинныхъ старообрядцевъ всѣ епископы,
которые могли бы рукополагать священниковъ. Что
же сдѣлали поповцы. Они взяли священниковъ отъ
еретической церкви. Даже ихъ митрополитъ Амвросій
есть простой мужикъ, пребывавшій ранѣе въ ере¬
тичествѣ. Въ священномъ писаніи, въ древнихъ
книгахъ нѣтъ оправданія такому рукоположенію.
Безпоповцы не противъ священства, если только
оно явится отъ истинныхъ епископовъ, а не отъ
еретическихъ. Между тѣмъ епископъ нижегородскій
Иннокентій, рукоположенный отъ еретической цер¬
кви, про ту же еретическую церковь говорилъ, что
она „покоище дьявола* и „блудница Вавилона*. Эта
несообразность является для поморцевъ-безпопов-
цевъ непреодолимымъ препятствіемъ для соединенія
съ поповиами. Возражавшій Пичугину начетчикъ Мельниковъ
защищалъ правильность бѣлокриницкой іерархіи,
приводилъ въ подкрѣпленіе разные тексты писанія
и толковалъ ихъ въ пользу своего взгляда. Словомъ, это собесѣдованіе было старымъ спо¬
ромъ поповцевъ съ безпоповцами. Оба собесѣдника радикально разошлись во взглядахъ и на священ¬
ство, и на тексты священнаго писанія, и на доводы
другъ друга. Начетчикъ Мельниковъ, значительно
уступая Пичугину въ силѣ краснорѣчія, нагромож¬
далъ рѣчь массою цитатъ, а также придалъ своимъ
словамъ нѣсколько личный характеръ. Ораторъ по¬
морцевъ, наоборотъ, не утратилъ ни спокойствія,
ни своей обычной находчивости. Мельниковъ счи¬
талъ доводы своего собесѣдника ничтожными, тотъ
же терминъ примѣнилъ и къ причинамъ, раздѣля¬
ющимъ поповцевъ съ безпоповцами. Пичугинъ, опи¬
раясь на древнее писаніе, снова утверждалъ, что,
наоборотъ, поповцевъ отъ безпоповцевъ отдѣляетъ
не ничтожное, а важное, именно — священство отъ
еретической церкви. Если поповцы докажутъ, что
ихъ митрополитъ Амвросій вышелъ изъ православ¬
ной церкви, то они, поморцы немедленно соединятся
съ поповцами. Но если поповцы сознаютъ, что Амвро¬
сій изъ еретиковъ, тогда объединеніе невозможно. Собравшіеся на собесѣдованіе представители
двухъ старообрядческихъ толковъ, хотя слушали со
вниманіемъ, но всецѣло присоединялись только къ
словамъ своего начетчика. Среди присутствующихъ старообрядцевъ много
духовенства Рогожскаго кладбища, миссіонеровъ еди¬
новѣрцевъ и одинъ православный священникъ. Мно¬
го женщинъ-старосбрядокъ, но безъ традиціонныхъ
бѣлыхъ платковъ на головахъ. Вторая бесѣда была сегодня посвящена вопросу
о перекрещиваніи поморцами еретиковъ, крещеныхъ
во Св. Троицу при погруженіи въ' воду. Со сто¬
роны поповцевъ противъ Пичугина выступилъ но¬
вый начетчикъ, Варакинъ, еще менѣе ораторъ, чѣмъ
Мельниковъ. Суть его возраженій та, что въ исто¬
ріи церкви и священномъ писаніи нѣтъ слѣда о
томъ, чтобы при переходѣ уже крещеныхъ ерети¬
ковъ вновь ихъ крестить съ троекратнымъ погру¬
женіемъ въ воду. Пичугинъ отвѣчаеть въ томъ
смыслѣ, что еретическое крещеніе въ силу прямыхъ
указаній священнаго писанія, которыя повидимому
неизвѣстны поповцамъ, не признается крещеніемъ.
Все, что отъ еретиковъ, не есть отъ церкви Христо¬
вой. Поэтому крещеныхъ еретиковъ дозволяется
крестить вновь. На завтрашней бесѣдѣ будетъ рѣчь объ анти¬
христѣ. Извѣстно, что поморцы признаютъ царство
антихриста уже пришедшимъ, а антихриста воца¬
рившимся. Собесѣдовать будутъ Пичугинъ и Мель¬
никовъ. Послѣ закрытія перваго всероссійскаго собора
поморцы поднесли предсѣдателю собора Л. Ѳ. Пи¬
чугину икону и адресъ, въ которомъ выражена
общая благодарность предсѣдателю за образцовое
веденіе засѣданій и преній.