Деяния Первого Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1909 г.

Содержание

ЧАСТЬ I

ЧАСТЬ 2

Телеграмма Собора на имя Государя Императора и ответ Государя

Приветствія Собору и адреса, поднесенные Председателю и Секретарю Собора

ГолосЪ Церкви (письма, присланныя ПредсоборнымЪ СовЬщаніямЪ)

ДокладЪ: О Церкви и ея ТаинствахЪ Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: О всепагубномъ антихристе Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: О святыхъ пророкахЪ Енохе и Илiе Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: ОбЪ антихристЪ и пророкахЪ И.И. Зыкова

ДокладЪ: О наставникахЪ и настоятеляхЪ Т.А. Худошина

ДокладЪ: О существе брака Т.А. Худошина

ДокладЪ; О таинствЪ св. крещенія въ простолюдинскомЪ состояніи Ф. П. Кондратьева

ДокладЪ: О таинстве покаянія вЪ простолюдинскомЪ состояніи Ф. П. Кондратьева

Брачный уставъ Московской Монинской моленной 1803 г. и канонЪ Всемилостивому Спасу, составленный Г. И. Скочковымъ

ДокладЪ: О брачномЪ каноне Г. И. Скочкова Д. В. Ватова

Брачный уставЪ Петербургской Общины

Докладъ: О старообрядческихЪ общинахЪ Д. В. Батова

Поморскій ответЪ сто пятый

Сообщенія

Постановленія Духовнаго Суда

Особыя мненія членовЪ Собора

ЧАСТЬ 3. Доклады по гражданским вопросамъ

ЧАСТЬ 4. Предсоборныя совещания

ЧАСТЬ 5.

ЧАСТЬ 6

OCR
20 Въ третьемъ году ученія дѣти возво¬
дятся на болѣе высокую ступень рели¬
гіозности. Священная Исторія какъ Вет¬
хаго такъ и Новаго Завѣта проходится въ
объемѣ трехлѣтняго начальнаго курса
сполна. Послѣ чего, въ короткихъ объ¬
ясненіяхъ, преподается исторія святой со¬
борной и апостольской церкви, между ко¬
торой предлагается понятіе о седми все¬
ленскихъ соборахъ и объясняется Символъ
вѣрѣ. Далѣе законоучитель разсказываетъ
о крещеніи Руси и о самыхъ выдающихся
фактахъ древне русской христовой церкви
до лѣтъ патріарха Никона. Послѣ этого
начинаются разсказы о возникновеніи ста¬
рообрядчества. Въ Начальной школѣ мно¬
гое изъ исторіи старообрядчества сообщить
не представляется возможнымъ. Въ самыхъ
необходимыхъ разсказахъ должно пройти
слѣдующее: 1) Причины и время появле- :
нія старообрядчества, 2) Первые страдалъ-
цы за вѣру, 3) Раздѣленіе старообряд- ;
чества на согласія послѣ, 4) Старообрядцы
теперь, и законъ о вѣротерпимости и 5)
о томъ, что мы должны возсылать свои
молитвы о здравіи и благоденствіи Росу- :
даря Императора и всего Августѣйшаго
дома за дарованныя намъ свободы. Объясненіе постовъ Христовой церкви
съ особенностями великопостныхъ бого¬
служеній заключаетъ въ себѣ одинъ изъ
важныхъ пунктовъ старообрядческой шко¬
лы. Въ послѣднемъ году ученія особенно
необходимо придерживаться изученія ус¬
тавныхъ богослужебныхъ подробностей,
не взирая на то, что при такой суммѣ
знаній, главныя черты христіанскаго духа
воспринимаются иногда въ сухой формѣ.
Но во всяцомъ случаѣ, богослужебные
порядки могутъ быть усвоены дѣтьми
только тогда, если они будутъ посѣщать
службы церковныя и принимать въ нихъ
непосредственное участіе. Болѣе усовершенствоваться въ знаніи
Закона Божія и вѣроученія дѣти будутъ
имѣть возможность при чтеніи празднич¬
ныхъ и тріодныхъ богослуженій, въ кото¬
рыхъ ярко описываются священныя со¬
бытія Ветхаго и Новаго Завѣта и многое
изъ жизни великихъ святыхъ. 2) Чтеніе по старопечатнымъ книгамъ. Обученіе чтенію церковно-славянскихъ
книгъ имѣетъ также не малое значеніе въ
старообрядческой школѣ. Этотъ предметъ въ средѣ крестьянъ старообрядцевъ почи¬
тается выше всякаго другого препода¬
ванія. Въ первомъ году ученія дѣти должны
пройти извѣстную церковно-славянскую
азбуку. Метода азбуки находится въ зави¬
симости отъ того, какъ расположенъ въ
ней учебный матеріалъ. Если предпола¬
гаемый методъ отчасти затянетъ обученіе
и педагогическими совѣтами будетъ при¬
знаваема застарѣлою, то все таки необхо¬
димо остановиться на ней, какъ на спо¬
собѣ, однажды принятомъ у старообряд-
цевъ-безпоповцевъ. Кромѣ этого, церковно¬
славянскій языкъ у старообрядцевъ имѣетъ
свои особенности въ томъ, что буква г
должназвучать нѣсколько мягче, чѣмъ она
читается въ гражданскомъ чтеніи, а также
буквы ѣ и с строго разнятся мелсду со¬
бою; напримѣръ, слова„тевѣ'“„поддтелюа
,,ИрІІІЫД(-ѵѴѴ/.и и другія съ буквою е слѣ¬
дуетъ читать: тэбѣ, податэлю, нрипадэмъ
и т. д. (Предисловіе къ переводнымъ ча-
совникамъ и псалтырямъ). Во второмъ году—отъ дѣтей требуется
какъ можно больше упралсненій въ цер¬
ковно-славянскомъ чтеніи, дабы хорошо
усвоить всѣ правила и особенности этого
чтенія. Упралсненіе производится по часо-
внику или часослову, какъ по книгамъ, чаще
другихъ употребляемымъ за обіцественн-
нымъ богослуженіемъ. Вслѣдъ за часовни-
комъ, по установившемуся обычаю, прохо¬
дится псалтырь, по окончаніи которой,
чтеніе церковно-славянское по своей
внѣшней формѣ считается оконченнымъ. Въ третьемъ году обученія учащіеся
прочитываютъ стихѣры и каноны, какъ
воскресныхъ такъ и праздничныхъ бого-
слулсеній. Но при этомъ лселательно было
бы требовать отъ учителя, чтобы онъ объ¬
яснялъ содерлсаніе богослулсебныхъ пѣс¬
ней и сравнивалъ ихъ съ событіями Свя¬
щенной Исторіи. Только при такомъ жи¬
вомъ преподаваніи получатся сознательные
и любящіе свой молитвенный домъ юные
питомцы старообрядческой школы. Несо¬
мнѣнно, что стихѣры и прочее положен¬
ное въ праздпичной Минеѣ и Тріодяхъ,
есть незамѣнимое пособіе къ изученію
Закона Божія. Хотя въ средѣ нашей ста¬
рообрядческой часто не сознается, что
такъ сильно привлекаетъ насъ къ молит¬
венному дому, но надо понять, что эти